Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас» продолжает проект «Пресс-конференции». На вопросы читателей отвечает наш очередной гость — Тер Мартирос Берберян, священник одного из приходов Армянской Апостольской Церкви в Москве, недавно лишенный своего сана. Напомним, что информация о лишении Тер Мартироса духовного сана была опубликована во многих СМИ Армении и Диаспоры, в том числе и нами. В отличие от многих других случаев лишения сана священника, этот случай вызвал резкую реакцию среди верующих, начавших борьбу за возвращение к служению в церкви своего духовного пастыря.
**************************
Вартан Акопов (Ставрополь): В интервью журналу «Анив» еще 6 лет назад Вы сказали, что получили от Главы Епархии разрешение заниматься предпринимательством. Почему через 6 лет он изменил свою позицию?
- Я был рукоположен в священники 2000-м году, тогда Главой епархии был Архиепископ Тиран, знавший, что у меня был бизнес. Он был не против, чтобы я, наряду с духовным служением, продолжал заниматься бизнесом и жил на доходы от него, а не на средства от храма. Когда в октябре 2000 года сменился Глава Епархии, то возник внутрицерковный конфликт, в котором я принял сторону нового Главы - Епископа Езраса. Но в 2005 году последний сказал мне, что не принимает формы моего служения. С этого дня между нами стали возникать разногласия по церковным вопросам, и дошло до того, что мне предложили перейти на служение в другую епархию. Так я и поступил: поехал в Ливан и договорился, чтобы меня взяли на служение в Епархию Ливана. Но вместо необходимого для этого перехода письма от Епископа Езраса о моём освобождении от служения в его епархии, я был лишён сана священника.
Тигран Авакьян (Краснодар): Вы говорили, что причины конфликта на самом деле носят личностный характер. Что Вы имеете в виду?
- Да, не наличие у меня другой работы стало причиной лишения сана, потому что очень многие священники работают и одновременно служат в храмах, однако никаких проблем из-за этого не имеют. Если бы причиной было бы наличие нецерковной работы, то очень многие священники давно уже были бы лишены сана. Есть иные причины, о которых я сейчас не хотел бы говорить публично.
Семен Мартиросян (Москва): Вас поддержали Ваши прихожане, а кто-либо из священнослужителей ААЦ Вас поддерживает, хотя бы скрытно?
- Да, есть священники, которые были против решения Епископа, они и по сей день против.
Георгий Вартанов (Сочи): Если Вам не удастся отстоять свои права, чем Вы будете заниматься?
- Если Вы подразумеваете материальную сторону вопроса, то я давно уже не живу за счёт средств Церкви, я обеспечивал свою семью своим трудом, точно так же буду зарабатывать на жизнь и в будущем. Если же Вы имели в виду духовную сторону вопроса, то я буду бороться, пока не восстановлю справедливость. Я продолжаю свою духовную жизнь, я тот же Отец Мартирос, что и раньше, хотя мне и запретили совершать церковное служение. Но священник не только совершает таинства. Я продолжаю проповедовать Слово Божие и направлять людей на путь Церкви и Христа.
Георгий Вартанов (Сочи): Какую позицию по отношению к Вашему конфликту с Епархией занимают армянские организации Москвы, например Союз Армян России?
- Я не обращался к какой-либо общественной организации с просьбой о защите. Потому что это не моя проблема, это наша общая проблема. Сегодня так поступили с Отцом Мартиросом, а завтра на моём месте может оказаться любой другой священник или епископ. Это проблема нашей, армянской Церкви, поэтому именно наш народ, если он не согласен с творящимся в нашей Церкви беззаконием, должен возвысить свой голос.
Андрей Аракелян (Москва): Могла бы ситуация, схожая с Вашей, возникнуть в приходах Киликийского Католикосата или там действуют иные правила в отношении занятия священников бизнесом?
- Евангелие и Устав Армянской Апостольской Церкви не запрещают духовному лицу работать, наряду с церковным служением. В епархиях Диаспоры много священников, которые и работают, и служат. В Епархиях США и Европы немало армянских священников, которые занимаются бизнесом и живут на свои доходы от него, а служат бесплатно.
Артур Гаспарян (Москва): За то время, что Вы служили в ААЦ, Вас все устраивало в Главе Епархии или в Католикосе? Если нет, то Вы делали об этом заявления?
- В период моего служения, видя неверные поступки с их стороны, я высказывался об этом. Наверное, это одна из причин лишения меня сана.
Георгий Петросян (Ростов-на-Дону): Не считаете ли Вы, что если правила ААЦ требуют отказа священников от предпринимательской деятельности, то эти правила нужно соблюдать, а тот факт, что 90% священников имеют бизнес не использовать как пример или оправдание, а бороться против этого факта? Или правила ААЦ устарели и их нужно менять?
- Для начала хотел бы сделать небольшое уточнение: когда я в одном из интервью сказал, что у 90% священников есть свой бизнес, я имел в виду не эту конкретную цифру, а то, что таких большинство. Поэтому прошу не акцентировать эту цифру. Говоря же о церковных правилах, отмечу, что ни Евангелие, ни церковные правила не запрещают священнику работать, если его работа не греховна по своей сути, то есть она не мешает его духовному служению. Таким образом, в данном случае нет нарушения церковных правил. Что же касается того, устарели церковные правила или нет, я считаю, что наша Церковь давно уже остро нуждается в реформах, и боюсь, что в этом мы уже опоздали.
Тарон Симонян (Краснодар): Если Святой Эчмиадзин лишает Вас сана, можете ли Вы, как выходец из Бейрута, обратиться к Киликийскому католикосату с предложением открыть в Москве приход?
- Киликийский Католикосат независим от Эчмиадзинского, но поскольку Армянская церковь едина, то решение одного из Католикосов выполняется обоими католикосатами. Поэтому вариант, о котором Вы говорите, неосуществим.
Асликян Самвел (Москва): Как велика ответственность Эчмиадзина в лице Католикосата ААЦ на пути построения Армянской государственности?
- Ответственность армянской церкви в созидании армянской государственности велика. Армянская история свидетельствует, что армянская церковь всегда поддерживала армянское государство, а в периоды отсутствия национальной государственности брала на себя функции защиты и руководства народом. Были такие католикосы, которые порицали армянских государей за их ошибки. То есть Церковь всегда брала на себя ответственность перед народом. И Церковь всегда была неотъемлемой частью процесса созидания государства.
Карен Шахназарян (Москва): Как Вы относитесь к идее объединения двух католикосатов ААЦ (Киликийского и Эчмиадзинского) в один? Не является ли это необходимым для сплочения армянской нации?
- Безусловно, было бы хорошо иметь одного армянского Католикоса, как это было до 1441 года. Были и времена, когда было три армянских католикосата одновременно – католикосаты наряду с Эчимадзином существовали также и в Гандзасаре и на острове Ахтамар. Но сейчас есть два католикосата, и, на мой взгляд, если они будут доброжелательны и будут иметь подлинно христианские, братские взаимоотношения, будут опираться и поддерживать друг друга, то когда-нибудь они непременно объединятся.
Если же говорить о том, насколько важно для прогресса и мощи армянского народа наличие одного-единственного Католикоса, то скажу так. Если армяне будут жить во взаимной любви и уважении, подлинно христианской жизнью, то тогда нация будет становиться сильнее, а страна – процветать. Одним слово, наша сегодняшняя задача не в том, чтобы был всего один Католикос, а в единстве нашего народа.