К 1871 году, когда армян в Москве было всего 600 человек, в городе уже существовали атрибуты полноценной общинной жизни. Функционировали три церкви: Сурб Хач, Сурб Арутюн, Сурб Мариам Аствацацин, Касперовский приют для бедных армян. Более полувека существовал Лазаревский институт восточных языков. Осенью 1914 г. был создан Московский армянский комитет помощи армянским беженцам. В начале XX в. существовали армянские студенческие землячества, Московский армянский музыкальный коллектив, Московское хоровое общество. Об этом, в ходе Международной Конференции «Армянская Диаспора России: вызовы времени» рассказал председатель Совета Армянского Культурно-Просветительского Общества «Арарат», кандидат медицинских наук, нейрофизиолог Эммануил Долбакян.
Как сообщает Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас», по словам докладчика в Москве с середины XIX в. до начала советской эпохи издавалось 14 периодических изданий: с 1858 по 1864 г. выходил в свет знаменитый журнал «Юсисапайл» Степаноса Назарянца; М.Мсерянц в 1858–1862 гг. издавал периодический литературный сборник «Чраках» («Перлы») и вместе с сыном З.Мсерянцом – газету «Амбавабер Русио» («Вестник России») в 1861–1864 гг.; последним был общественно-политический и литературный иллюстрированный еженедельник «Армянский вестник» на русском языке, который издавался с января 1916 по апрель 1918 г. Москве армянской принадлежала особая роль в развитии культуры армянского народа, в формировании политической ориентации армянского национально-освободительного движения. В армянской колонии Москвы, в значительной мере, сформировался новоармянский литературный язык в середине XIX столетия.
«Однако, в московской общине не было никаких образовательных структур для обучения детей армянскому языку. Но и сейчас, через столетие, положение не лучше. По сравнению с 1871 г. армянское население Москвы выросло в 100 раз, но для большого количества армянских детей, подростков и молодых людей практически нет возможности получить армянское образование. Есть замечательный духовно-просветительский центр Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви – «Айордеац тун», где учатся армянскому языку, истории и культуре нашего народа свыше 400 детей. Есть воскресная школа. Существует поликультурная школа, где учатся дети многих национальностей, в том числе и армянские дети, которые проходят армянский язык. Существует школа с углубленным изучением восточных (в том числе и армянского) языков. Есть единичные школы с факультативным изучением армянского языка для учеников-армян. Однако, по большому счету, это капля в море», - отмечает Э.Долбакян.
По словам председателя Совета АКПО «Арарат» Эммануила Долбакян, практически у всех армянских организаций Москвы в уставных целях фигурирует сохранение и распространение армянского языка, но ни одной отдельно взятой общинной организации Москвы не под силу сделать что-то существенное в этой области. И не известно, можно ли сдвинуть эту проблему с мертвой точки объединенными усилиями армянских организаций столицы. «Я специально акцентирую вопрос национального образования. Ибо он – ахиллесова пята всех армянских общин мира, конечно, в разной степени», - отмечает докладчик.
Отметим, что с приветствием к участникам Конференции в первый день ее проведения обратился Чрезвычайный и полномочный посол Республики Армения в Российской Федерации Олег Есаян, послание которого зачитал собравшимся советник посольства Артур Саркисян. В послании Олега Есаяна была высказана готовность Посольства РА в РФ поддерживать все начинания армянских организаций, направленные на сохранение национальной самобытности армян России и способствование координации и консолидации их деятельности.
Конференция была организована газетой армян России «Еркрамас» и телекомпанией «ТВ3В» (корпункт телеканала ТВ АРМ РУ на юге России). Доклады, прозвучавшие на Конференции, будут опубликованы в отдельной брошюре и в сети интернет на сайте газеты «Еркрамас».