«Президент Республики Армения Серж Саргсян в своем выступлении перед армянской диаспорой США в октябре минувшего года произнес судьбоносные слова о том, что армяне остаются армянами, к какой бы конфессии они ни относились. Тем самым им подчеркивалось верховенство национального над конфессиональным», - заявил кандидат исторически наук, доцент Пятигорского государственного лингвистического университета Виктор Акопян в ходе Международной Конференции «Армянская Диаспора России: вызовы времени», прошедшей в Сочи 28-29 августа.
В этой связи докладчик поднимает вопрос: как в функционировании общин совместить принадлежность одних армян к национальной Армянской Апостольской Церкви, выполняющей этнообъединяющую (интегративную) роль, а других – к конфессиям, которые исторически объективно способствовали «деэтнизации» армянства. В своем выступлении Виктор Акопян рассмотрел проблему «возвращения» или «восстановления» (реинтеграции) в традиционной национальной конфессии отдельных групп армян, предки которых волей судьбы на исторической родине вынуждены были принять католицизм.
Рассказав об исторических подоплеках перехода части армян в католицизм, возникновения термина «франг» и образования Армянской Католической Церкви, докладчик отмечает, что в бывших советских республиках атеистическая власть, успешно «очищая» религиозное сознание людей, не смогла уничтожить их национальное сознание. В значительной степени благодаря последнему возрождается деятельность традиционной, национальной Армянской Апостольской Церкви. Ее прихожанами становятся не только армяне, чьи предки относились к апостольским приходам. Общая судьба кардинальным образом повлияла на консолидационные процессы внутри армянского народа, объективно способствуя стиранию внутриконфессиональных различий между разными группами армянства. «Не только в Северной Армении, Джавахке, но и в армянонаселенных регионах России, в частности на Северном Кавказе, происходит интенсивная реинтеграция «франгов» в их традиционной национальной конфессии. Там, где имеются церкви и приходы Армянской Апостольской Церкви, «франги» становятся их прихожанами, то есть возвращаются в лоно материнской Церкви», - отмечает Виктор Акопян.
Однако, по словам докладчика, это постсоветское пространство вновь становится объектом прозелитизма Римско-Католической Церкви в лице Восточно-европейской епархии Армянской Католической Церкви. При этом католическая церковь нацелилась не только привлечь в свои приходы бывших армян-католиков, но и новых адептов, о чем свидетельствует беспрецедентный рост численности армян-католиков, прежде всего за счет приходов Восточно-европейской епархии. Так, если в 2007 г. численность армян-католиков в мире определялась цифрой в 375,1 тыс. (причем ежегодный рост был незначительным), то по данным Ватикана на 2008 г. 94 прихода АКЦ охватывали уже 539,6 тыс. человек. То есть за один год численность армян-католиков возросла на 164,5 тыс. исключительно за счет Восточно-европейской епархии. «Такой «оптимизм» роста РКЦ разделяют далеко не все специалисты, занимающиеся конфессиональными процессами внутри армянской диаспоры. Вторжение католической церкви в регионы, где действуют приходы ААЦ, способно спровоцировать межконфессиональное противостояние. В результате могут пострадать общенациональные интересы, такие как укрепление государственности двух армянских республик, включая пока непризнанную НКР; признание Геноцида и ответственности стороны, его осуществившей; сохранение национального очага в Джавахке; поиск механизмов поддержания национального самосознания и культуры в диаспоре и др», - заявляет Виктор Акопян.
В своем докладе Виктор Акопян приводит слова блаженной памяти Католикоса Всех Армян Вазген I, который, предвидя такой сценарий, в «Патриаршем слове к армянскому народу» от 30 августа 1992 г. говорил: «Армянская Апостольская Церковь как исторический факт признает существование Армянской Католической и Армянской Евангелической Церквей и с братской любовью приветствует их деятельность. В этом смысле мы находим естественной их деятельность в служении своей пастве. Ожидаем, что и Они, уважая подлинный дух, духовенство, традиции и миссию (предназначение) Армянской Апостольской Церкви как духовной Матери армянского народа на протяжении многих веков, будут во всем сотрудничать с ней, со Святым Эчмиадзинским Престолом, тем способствуя ей в духовно-религиозном, миссионерско-воспитательном, общественном служении, будут всячески избегать создания таких параллельных или соревнующихся структур, которые вызывают лишь ненужное замешательство среди верующих, становятся причиной смены конфессии и вероотступничества, что не нужно ни Церкви Христовой, ни нашей Отчизне, тем более в наши времена, когда наш народ и Отчизна внимают призывам о единении».
По словам докладчика, для недопущения «латинизации» армян-католиков ряд политиков и ученых предлагают всемерно поддержать процесс возрождения «национальной» Армянской Католической Церкви. В этих предложениях содержится обоснование прозелитизма в «улучшенной упаковке». Так как в России действуют «латинские приходы» РКЦ, а не национальная АКЦ, приобщение армян-католиков к ним, по мнению Виктора Акопяна, не столько реанимирует их «франгское» самосознание, сколько ускорит ликвидацию армянского самосознания. «АКЦ подотчетен папе (сегодня это Бенедикт XVI) – главе государства Ватикан. А есть ли уверенность в том, что папа также искренне, как и Католикос Всех Армян, заинтересован в осуществлении национальных задач армянского народа? Ответ предсказуем. У армян не та геополитика, которая позволяет «расслабиться», даже в такой возвышенной сфере, как конфессиональная. Но если не поддерживать, то бороться? Да, если имеет место явный прозелитизм. Нет, если АКЦ, памятуя слова из приведенного выше «Обращения», будет активно участвовать в решении общенациональных задач», - заявляет докладчик.
В заключение своего выступления, Виктор Акопян подчеркивает, что самое важное – это миссия самой Армянской Апостольской Церкви, которая помимо обслуживания религиозных потребностей, предполагает активное миссионерство. «Идти в народ, а не ожидать его прихода. Диаспора нуждается в настоящих подвижниках – национально ориентированных настоятелях, способных своим интеллектуализмом, энергией, в хорошем смысле одержимостью, стать духовными поводырями своего народа, смело вести свою паству навстречу острым современным вызовам», - отмечает докладчик.
Отметим, что с приветствием к участникам Конференции в первый день ее проведения обратился Чрезвычайный и полномочный посол Республики Армения в Российской Федерации Олег Есаян, послание которого зачитал собравшимся советник посольства Артур Саркисян. В послании Олега Есаяна была высказана готовность Посольства РА в РФ поддерживать все начинания армянских организаций, направленные на сохранение национальной самобытности армян России и способствование координации и консолидации их деятельности.
Конференция была организована газетой армян России «Еркрамас» и телекомпанией «ТВ3В» (корпункт телеканала ТВ АРМ РУ на юге России). Доклады, прозвучавшие на Конференции, будут опубликованы в отдельной брошюре и в сети интернет на сайте газеты «Еркрамас».