И все-таки мир наш устроен по-дурацки. Гуманисты говорят о человечности, справедливости и доброте, а политики и государственные деятели то и делают, что дискредитируют эти понятия.
При этом эти же политики и государственные мужи тоже любят произносить слова о справедливости и добре, как предтечах всеобщего блага. Правда, не особенно и веря в него, ибо, если глубоко разобраться, то, собственно говоря, всеобщего блага, по большому счету, и нет. Ну, а коль скоро его нет, то и нет никакой надобности сетовать на наш мир, который устроен по-дурацки. Дурацкий - он и есть дурацкий.
На церковном языке - грешный. Ибо уже давным-давно было продано первородство за чечевичную похлебку, и власть тьмы завладела человечеством, и дары ослепили глаза мудрых и извратили дела праведных, и люди не ведали, что творят. И так далее, и так далее…
Но вот посетил Армению паломничеством Папа Римский Франциск, и всем своим святейшим саном словно бы опроверг весь вышеупомянутый тезис о преуспеянии греха и печальных последствиях Добра в борьбе со Злом в нашей земной жизни. О жизни небесной сегодня как-то не особенно приходится говорить, и Папа тоже не стал в своих речах затрагивать эту уж очень теологическую тему потустороннего мира, предпочитая говорить о мире посюстороннем.
Викарий Христа, преемник апостола Петра, Великий понтифик процитировал Григора Нарекаци, возвестившего когда-то стенания «пред милостивым Отцом» - хранящим святых и очищающим грешных, чтобы возлил Он огонь Своей «любви и единства» дабы расплавились «в пламени этом соблазны наши»*.
А как же иначе? Ведь христианство - это вера во Христа, это «победа, победившая мир, сия есть вера наша». Оно-то осталось, никуда не делось. Как учение об абсолютной ценности человеческой личности и идеальном его назначении «в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании». Для чего и «всем подаются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная благодать».
Вот Папа и вознес Господу свою признательность за то, что на земле людей, первых признавшх христианство как безграничную добродетель, встретил тут под знаком святых апостолов радушный прием единоверцев, у которых «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех». Внемля совету святых, Папа призвал услышать «голос униженных и бедных, многих жертв ненависти, которые пострадали и отдали жизнь за веру». К свету веры, которым святой Григорий просветил Армению, Папа пожелал присоединить к нему и «свет любви - всепрощающей и примиряющей».
В репортажах как местных, так и посетивших Армению в связи с этим событием иностранных журналистов обязательно упоминалось о том, что «в своих проповедях понтифик смог передать жителям небольшой Армении мощный позитивный импульс, смысл которого заключается в необходимости построить будущее, основанное на вере и любви, мире и процветании».
А потом Папа Римский Франциск и Католикос Всех Армян Гарегин II, находясь в Хор-Вирапе, где, как известно, был заточен святой Григорий Просветитель, благодаря которому христианство в Армении стало государственной религией, выпустили голубей в сторону Арарата - библейской горы, находящейся на территории Турции.
В последний день пребывания Папы в Армении русская служба BBC на своей странице отметила две составляющие этого действа - религиозную и политическую.
Религиозная символика означала, что «именно на Арарат по библейскому преданию (Быт. 8:11) «сел» Ноев ковчег, откуда Ной выпускал голубя, чтобы узнать, когда спадет вода после всемирного потопа». А голуби, выпущенные двумя патриархами из Армении в сторону Турции, как пишет BBC, являются «ясным знаком, призывом к миру не только в армяно-турецких, но и христианско-мусульманских отношениях, переживающих сейчас довольно непростые времена». Это уже политическая символика.
Скорее всего, в этом проявилось также и веяние времени: церковь наряду с религиозными аспектами своей божественной миссии проявляет активную последовательность и в делах политических. Она всегда их проявляла, просто у каждого времени были свои конкретные задачи. Видимо, политической символикой, больше, конечно, похожей на воззвание, в данном случае было и то, что еще раз (до этого - в Ватикане) Папа Римский Франциск массовую резню армян в 1915 году назвал своим истинным именем - геноцидом. Что, естественно, вызвало негативную реакцию со стороны Турции. Заместитель премьер-министра Турции Нуреттин Джаникли сразу же не преминул заявить, что слова Понтифика не являются «объективным толкованием событий и не соответствует действительности». Высказывания Понтифика он назвал «крайне неудачными», а его действия - отражением «менталитета крестоносцев».
Бедный, бедный Папа Франциск! Он-то пожелал Армении и Турции наладить между собой отношения, ибо для него, как отметил в пояснении к турецкому выпаду представитель Ватикана Федерико Ломбарди, важно «строить мосты, а не возводить стены». И еще он сказал, что «Папа Римский пытается не развязать войну, а добиться мира». А что касается «менталитета крестоносцев», то Ломбарди с той же выдержанностью заметил, что «Папа не занимается крестовыми походами». Ни слова не сказал понтифик и против турецкого народа, потому как цель его - мир и примирение.
Это что - некое, вовсе не обязательное оправдание? Может, своеобразное толкование слов Папы и сожаление по поводу того, что его неправильно поняли? Или по обыкновению благочестивое проявление христианской заповеди «не убий!», помня о том, что дух ненависти, мести, злобные чувства - тоже в своем роде убийство.
Ну хорошо, давайте без злобных чувств, по-христиански. Как того требуют дух истины и дух справедливости. А они требуют признания Геноцида. Чего Турция делать никак не желает. И желать не будет - давайте не обманываться насчет нее, сбивающей самолеты и расстреливающей летчиков. Насчет нее, для которой наступают пока еще виртуальные, однако сами по себе опасные времена неоосманизма - новой, уже и не скрытой доктрины, объединяющей целый ряд идей турецкой внешнеполитической деятельности. Одна из них, как известно, пресловутый пантюркизм. Тот самый пантюркизм, который предполагает турецкий мир «от Адриатики до Великой китайской стены» и Турцию, как «культурный центр и исторический магнит для новосуверенных государств». Понятно ведь, о ком идет речь - о центрально-азиатских постсоветских республиках, республиках Кавказа и, разумеется, об Азербайджане.
Именно туда и направится Папа Римский Франциск в сентябре этого года. Визит состоится с 30 сентября по 2 октября - об этом еще в апреле сообщила пресс-служба Святейшего Престола. В связи с этим портал «Москва-Баку» задался вопросом: Для чего Папа Франциск едет в Азербайджан? Обратившись к экспертам, выясняют, что «каждый визит Папы Римского в любую страну является знаком мира для всех людей доброй воли». Что «Папа Римский Франциск в ходе визитов в любую страну несет идею мира». И что «часто такие визиты пытаются решить конкретные проблемы, царящие в обществе».
Проблем в азербайджанском обществе, наверное же, хватает. Но та, ради которой понтифик решил совершить свою поездку, это, по мнению экспертов, карабахский конфликт. По всему миру разлетаются искры войны, каждая из которых может воспламенить вселенский пожар. Азербайджано-карабахская искра - одна из них. Об этом знал еще и Папа Иоанн Павел Второй, когда в 2002 году посетил Азербайджан. И тогда реальной целью визита Папы Римского стала политическая причина, а именно вклад Ватикана в решение нагорно-карабахского конфликта, дабы «у врат Востока… мир окончательно не скатился в пучину кровопролития». Тогда Иоанн Павел Второй призвал лидеров религиозных конфессий выступить с осуждением насилия.
Выступили. Осудили. Не помогло. Конфликт разгорелся с новой силой. С каким конкретным воззванием выступит в Баку нынешний глава Римско-Католической церкви - трудно сказать, хотя и легко предположить. Это опять же будет воззвание к миру. Но сумеет ли в своих бакинских проповедях понтифик передать жителям Азербайджана, который чуть побольше Армении, столь же «мощный позитивный импульс, смысл которого заключается в необходимости построить будущее, основанное на вере и любви, мире и процветании» - вот это уже и в самом деле трудно сказать.
Очень не хочется так думать, однако сдается, что и нынешняя миссия Папы Римского в Азербайджан, как и прежде, повиснет между небом и землей. На то есть причины, которые… другая тема. Ведь мир-то наш, как ни крути, а устроен по-дурацки.
* Цитаты взяты из проповедей Папы Римского Франциска.
"Азат Арцах"