Вот, значит, и это лето прошло, словно и не бывало... Но оно, смеем надеяться, останется в нашей благодарной памяти не только лишениями и трудностями, но и новыми проявлениями добра и солидарности. Как, например, имело место в славном крымском городе Евпатории.
Подводя итоги 2017-го, евпаторийцы одним из знаковых событий года назвали Фестиваль армянской культуры, который прошел 17-18 июня. Этот фестиваль был посвящен нескольким памятным юбилеям – 25-летию армянской национально-культурной автономии Евпатории, 300-летию образования Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, 200-летию местной армянской церкви Сурб Никогайос (Св. Николая) и 200-летию со дня рождения великого художника-мариниста Ованеса Айвазовского (1817-1900).
Организаторами столь масштабного проекта стали администрация города, Региональное управление межнациональных отношений, Евпаторийская армянская национально-культурная автономия. По сообщению издания «Евпаторийское время», немалый вклад в проведение фестиваля внесли и проживающие в Евпатории армяне.
В рамках фестиваля был почествован уроженец Евпатории, с именем которого во многом связан нынешний неповторимый облик этого крымского города-курорта,- архитектор Павел Яковлевич (Погос Акопович) Сеферов (1872-1914). В нынешнем году исполнилось 145 лет до дня его рождения. Проекты Павла Сеферова отличают художественная выразительность, строгое следование канонам традиционных архитектурных направлений. По его проектам, в частности, были построены здания Городского театра им. Пушкина (совместно с городским архитектором Адамом Генрихом), Публичной библиотеки им. Александра ІІ, «Приморской санатории», доходного дома С. Э. Дувана (ныне – переулок Летный, 2). Примечательный факт: Сеферов стал одним из инициаторов электрификации Евпатории и совладельцем (совместно с инженером-технологом, доктором технических наук Даниилом Черкезом) первой в городе электростанции, впоследствии выкупленной городскими властями. Оборудование частной электростанции и уличной сети обошлось Сеферову и Черкезу в приличную по тем временам сумму – около 60 тысяч рублей. А содержание персонала обходилось владельцам в 5 тыс. рублей в год.
Другим центром притяжения в дни Фестиваля армянской культуры стала армянская церковь Сурб Никогайос (Святой Николай), расположенная в глубине так называемого Старого города. Биография этого храма нынешним летом начала отсчитывать третье столетие. Путешествуя по Крыму в 1825 году, видный армянский путешественник-этнограф, член конгрегации мхитаристов Венеции Минас Бжишкян зафиксировал наличие в Евпатории армянской общины, состоявшей из 90 армянских домов с недостроенной церковью Сурб Никогайос. «18 июня 1817 г. на месте первой церкви они основали нынешнюю каменную церковь того же имени, воздвигнутую величественно на широких арках; церковь имеет три двери и колонный двор; но до сих пор остаётся без крыши; армяне богослужение проводят в часовне», - писал Бжишкян. Под «первой церковью» имеется в виду церковь Св. Никогайоса, существовавшая в Евпатории до 1778 года, но позднее сожженная татарами. Армянская церковь Сурб Никогайос построена по типу крестово-купольных трехнефных базилик, аналогичных постройкам древней Армении, с сочетанием в архитектурных традициях элементов армянского народа и русского классицизма. С 1984 года является памятником архитектуры. В «Справочной книжке города Евпатории и его уезда», изданной в 1888 году, история армянской церкви описана так: «Вне крепости находился квартал армян и Церковь Святого Николая, сожжённая татарами, затем была выстроена деревянная, вместо коей в 1817 году была заложена каменная с тремя вратами». Упомянутая каменная церковь «с тремя вратами», заложенная в 1817 году и есть та, которая сохранилась до наших дней. Она действительно имеет три входа — западный, северный и южный.
В 1855 году, во время Крымской войны, Евпатория находилась под контролем англо-франко-турецких войск, и в армянской церкви стоял на постое французский гарнизон. На южной стене церкви сохранились надписи того периода; на камнях отчетливо проступает дата «1855» и имена французских солдат: Рикарди, Фабри и Филиппа. (Источник: РеспубликаКрым.рф).
В советский период помещение церкви Сурб Никогайос долгое время использовалось не по назначению. А в начале 1990-х святыня даже находилась под угрозой сноса. «Но вмешалась армянская диаспора Крыма, храм удалось спасти. Все вернулось на круги своя – евпаторийские армяне снова могли войти в него, приобщиться к духу Священного Писания, участвовать в богослужениях и церковных праздниках. За прошедшие годы восстановлением церкви вместе с неравнодушными подвижниками активно занимались все бывшие председатели местной армянской общины: Ерванд Торосян, Валерий Балаян, Айрапет Ованесян, Армен Торосян, Сергей Мурадян», - пишет «Евпаторийское время». Сейчас эстафета перешла к нынешнему председателю местной армянской национально-культурной автономии – Гамлету Бозояну, который со своими земляками и единомышленниками делает всё возможное для сохранения храма. Сегодня местная армянская община продолжает реставрировать памятник архитектуры республиканского значения, ведет работы по возрождению армянского подворья и по созданию культурно-этнографического центра. В этом благом деле их поддерживают Евпаторийский городской совет, администрация города, управление межнациональных отношений. Значителен и вклад заместителя председателя местной армянской национально-культурной автономии Александра Склярука – заслуженного работник культуры Республики Крым, поэта, переводчика, педагога.
Между прочим, Сурб Никогайос – единственная армянская святыня во всем Северо-Западном Крыму, сохранившаяся с позапрошлого века до сегодняшнего дня. Так что 200-летие армянского храма явилось, думается, знаковым событием не только для армянской национально-культурной автономии, но и для всей Евпатории, и для Крыма в целом – как в духовном аспекте, так и в плане развития туристического потенциала Евпатории. С недавних пор армянский храм включен в популярный туристическо-экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим», и его посещают многочисленные гости из разных стран мира мира,
Не приходится сомневаться, что мероприятия, проведенные по поводу вышеупомянутых значимых юбилейных дат в рамках такого содержательного, яркого события, как Республиканский фестиваль армянской культуры, станут еще одним шагом на пути сохранения и развития межконфессионального мира и согласия, взаимопонимания и уважения между народами. Чем всегда был славен Крым.
Ашот Гарегинян