Американский продюсер Джордж Авакян, работавший с известными джазовыми исполнителями Луи Армстронгом, Майлзом Дэвисом, Дюком Эллингтоном, скончался на 99-м году жизни в США, пишет газета New York Times. Сообщается, что Авакян скончался в среду в своем доме на Манхэттене. Смерть продюсера подтвердила его дочь.
Авакян Джордж (Геворк) родился 15 марта 1919 года в российском Армавире, в семье армян – беженцев из Западной Армении (оккупирована турками), чудом спасшихся в годы геноцида. В Армавире его семья занималась торговлей коврами.
На русском языке он никогда не говорил: дома говорили только по-армянски. Его семью много бросало перипетиями гражданской войны по югу России, и в 1923 г. из Тифлиса они уехали в США, обосновавшись в Нью-Йорке. «Мы уехали в Америку, когда мне было четыре. Я вырос на Манхэттене, в Ист-Сайде. Когда пришло время идти в школу, отец сказал мне: «Иди и выучи английский». А в армянской семье отцу не прекословят», - рассказывал Авакян. Проблем с английским не было настолько, что он поступил в один из самых престижных вузов в США - Йельский университет, специализируясь на английской литературе. Но к этому времени у него была уже иная страсть – музыка, в особенности джаз.
17-летним подростком, в 1937 г., Авакян дебютировал как музыкальный критик, публикуя в газетах свои статьи о джазовых музыкантах. В 1940 г. он начал работать в грамзаписи – сначала на лейбле Decca, затем на Columbia.
В 1940 г. спродюсировал для лейбла Decca первый в истории джазовый альбом Chicago Jazz, серию пластинок на 78 об/мин, упакованных в одну коробку и снабженных специальной статьей с примечаниями. В 1940-1941 гг. запустил на лейбле Columbia первую в истории серию альбомов с переизданиями лучших записей джазовой истории – Hot Jazz Classics. В 1941 г. начал серию аннотированных переизданий грамзаписей классического джаза.
Вторую мировую войну Авакян провел в армии рядовым солдатом, хотя непосредственно в боевых действиях и не участвовал.
Вернувшись на «Коламбию» в 1946 г., Авакян стал штатным продюсером записи популярного стиля студии «Columbia Records», отправлявшей во многие страны диски на двадцати трех языках. Авакян спродюсировал для лейбла массу значительных пластинок, и затем возглавил ее эстрадно-джазовое отделение.
Именно Авакяном сделаны эпохальные альбомы Louis Arstrong Plays W.C.Handy и Duke Ellington At Newport, которые вернули популярность временно забытым публикой Армстронгу и Эллингтону. Авакян привел на «Коламбию» Майлса Дэвиса, придав новый толчок его популярности. Авакян выпустил первые в мире долгоиграющие пластинки (LP), изобретенные инженерами студии «Columbia Records». Он - автор первой живой концертной записи для пластинки (концерт Бенни Гудмэна в Карнеги-холле). Авакян был продюсером Луи Армстронга, Майлза Дэвиса, Бенни Гудмэна и многих других, записал многие их альбомы в студии «Columbia Records». Вел курсы истории джаза в университете Колумбии.
В 1948 г. Джордж Авакян отметил юбилей - выход первой сотни долгоиграющих пластинок: Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудман, Сидней Беше, Майкл Дейвис, Сонни Роллинз, Кейт Джаррет, Каунт Бейси, Эдит Пиаф, Бил Эванс, Дэйв Брубек, Телониус Монк, Арт Тэйтум, Билли Холлидей и многие другие музыканты, которых он записывал в течение своей жизни.
С 1959 г. по 1962 г. Авакян работал на Warner Brothers, приведя компанию к процветанию, причем занимался он здесь не только джазом – в частности, именно он подписал контракт с юными рок-н-рольщиками Everly Brothers. Параллельно работе «Уорнер Бразерс», Авакян открывает филиалы в Тегеране, Брюсселе, Париже и, наконец, основывает собственную фирму «Авагян и Ко». В 1962-м Авакян присоединился к RCA Victor, где продюсировал трубача Ала Хирта, саксофониста Пола Десмонда и одного из величайших музыкантов эпохи – саксофониста Сонни Роллинза.
Первым из крупных джазовых деятелей Джордж Авакян в 1961 г. посетил СССР, встречался с тогдашним советским руководством и наводил «джазовые мосты», организовав гастроли таких звезд, как Бенни Гудмен (1962), Эрл Хайнс (1966), Чарлз Ллойд, Кит Джаррет, Джек ДеДжоннет (1967) и т.д. Всего Авакян побывал в Советском Союзе восемь раз (в последний раз в 1992) и даже, единственным из американцев, был в период «перестройки и нового мышления» (в 1990) удостоен ордена Ленина «за укрепление культурных связей между США и СССР».
В 1963 г. Авакян решает отойти от активной деятельности и с тех пор лишь время от времени занимается продюсированием отдельных проектов. Так, вместе с младшим братом Арамом, кинорежиссером, в 1959 они сняли знаменитый фильм о фестивале в Ньюпорте Jazz on a Summer's Day. Вместе со своей супругой - скрипачкой и профессором Джульярдской школы Анаид Аджемян всячески способствовали развитию и становлению композитора Алана Ованеса.
Джордж Авакян также известен тем, что в меру сил поддерживал и ободрял советских джазовых эмигрантов, которые с середины 70-х начали добираться до Нью-Йорка, где он проживал. Авакян стал продюсером наделавшего много шума альбома певицы Татевик Оганесян «Listen To My Heart», практически первого альбома армянского вокального этно-джаза.
Авакян - один из основателей Национальной академии звукозаписи, которая вручает знаменитую награду ГРЭММИ, член президиума Национальной академии звукозаписи США, его имя внесено в Стену Славы джаза, он - автор нескольких книг, в частности, является соавтором американского учебника «Пластиночная запись рок-музыки».
В самом конце 2006 г. Авакян получил французскую награду «Золотой Джанго» в номинации «Легенда джаза». Как пошутил на церемонии вручения этой престижнейшей европейской музыкальной награды председательствующий, «отныне Джорджа Авакяна можно считать не только отцом долгоиграющей пластинки, но и дедушкой лазерного диска». Примечательно, что ответную речь Авакян начал на армянском, так как в зале присутствовал посол Армении во Франции, а продолжил на английском. На следующий день Посольство Армении во Франции организовало прием в честь Авакяна, а позже, в рамках Года Армении во Франции, в парижском зале «Шатле» состоялся организованный Академией джаза Франции вечер, на который был приглашен Авакян с супругой.
За долгие годы жизни на исторической родине Авакян побывал всего лишь пару раз. В последний раз, в 1998 г., он приехал в Ереван в качестве почетного гостя Первого Ереванского международного джаз-фестиваля.
В последние годы жизни Авакян оставался продюсером фирмы звукозаписи, верный традициям совмещения передовой техники с безупречным вкусом и проживал в Нью-Йорке где занимался семейным бизнесом – коврами, и писал книгу о своей жизни.