Итак, в недрах Министерства НОКС зашуршало слово "запретить". Пока тихо, на уровне междусобойчика, возможного варианта, черновой идеи типа печально знаменитого "списка-черновика" подлежащих оптимизации и ликвидации культурных учреждений. Видимо, в экстазе мазохизма нокс-ребятам нравится все наступать и наступать на грабли в сладострастном удовольствии.
Сидеть в одном из кафе на Театральной площади и дискутировать на тему очередной запретной идеи - в этом тоже есть свое особое удовольствие. Живая иллюстрация краха запрета и попытки повернуть вспять машину времени.
…БЕСНУЮЩАЯСЯ ТОЛПА. Женщины, взобравшиеся на остовы, казалось бы, навсегда демонтированных конструкций, чтобы крики были лучше слышны... Не слишком церемонящиеся с протестующими силовики… Все оказалось дурным сном и мороком. Даже вопрос, зачем весь этот крайне невкусный цирк был нужен, уже не посещает. Оперные кафе зацвели еще более буйным цветом. И только небольшая лужайка напоминает об обещании, "как в 1965 году". На лужайке, если вы заметили, установили фонтанчик. Вообще-то следовало бы воздвигнуть "Девушку с веслом" как привет из времени, которое не удалось вернуть. Но на весло не хватило то ли фантазии, то ли денег. Так, совсем небольшая чаша вполне себе дешевого вида. Впрочем, в полном соответствии с проведенной акцией и ее результатом.
Но мы отошли от основной темы. Еще в начале революции тогда еще не премьер Пашинян объявил, что дешевым сериалам и передачам типа "Полураскрытые окна" не место в жизни гордого и свободного гражданина Армении. Еще в начале культурной революции тогда еще Министерство культуры рассылало в арт-учреждения реляции с требованием направлять культуру в регионы, причем с обязательной оговоркой: чтобы не халам-балам, а образчики высокого искусства. Сюда же можно отнести не высоко взлетевший воздушный шарик бесплатного школьного абонемента.
Идея народного просвещения и приобщения к великому, доброму, вечному не покидает нокс-умы. И ее гегемонию следовало бы принять исключительно с восторгом, если бы не способность умов, на ней настаивающих, опошлить любую, самую распрекрасную идею. Им бы сняться с насиженных министерских кресел и пойти в народ. Нет, слишком несовременно, да и кто бы их просветил. Так что в гордых свободных умах не нашлось лучшей мысли, чем катастрофическое "запретить!"
Запретить, видимо, следует сериалы и передачи типа "Полураскрытых окон", как завещал великий Пашинян. Запретить музыку рабис и дешевую попсу, как обсуждалось на недавнем совещании в министерстве. Дальше можно ввести литцензоров, а спектакли и фильмы принимать нокс-худсоветом. Так в глазах наших доморощенных Руссо и Дидро выглядит эпоха Просвещения.
На самом деле так выглядят отсутствие выбора, казарма и несвобода. И об этом столько сказано-пересказано, столько написано-перенаписано, и такими блестящими умами, что только и остается перефразировать главную врачебную заповедь: просветись сам!
НАРУШИМ ЗДОРОВУЮ логику и начнем не с концепции, а с механизмов ее реализации. Что собираются запрещать, примерно понятно. Совершенно непонятно - как? Не пускать определенных артистов на Общественный сиречь государственный канал? Так, кроме него, есть с десяток частных, не считая интернет, и тут государство бессильно, если только оно не решит заходить устрашающе далеко. Запретить предоставление им государственных площадок? Так с их арендной платы в основном и кормятся концертные залы и театры, и, не будь их, вылетят в трубу и к НОКСу за деньгами побегут. Что будем делать?
Конечно, можно подумать над тем, чтобы за несоблюдение высоких критериев в искусстве штрафовать или сажать на 15 суток. Но это уж, нокс-товарищи, думайте сами. И вообще о вкусах и критериях давно уже не спорят. Кстати, все предыдущие культурные власти были мудрее вас. Бывало, в арт-конфликтах страдающие советской болезнью художники сами просили их выступить в качестве рефери, так они отказывались! Мол, это ваше, артистическое дело, сами же потом завопите, что государство ограничивает артистической души прекрасные порывы.
Теперь о концепции, о стратегии. О том, что запрещать не только некрасиво и несвободно, а банально неэффективно тоже сказано-пересказано и написано-перенаписано. Здесь действительно все должно быть бархатно. Здесь нужны не комиссары и идеологи. Здесь нужны люди, владеющие культурой, досконально знающие, как она работает. Ну, вы меня поняли - в смысле не вы. А те, кто способен вычленить реальные приоритеты, создать глобальные программы поднятия на щит истинных ценностей и выработать пути реализации этих программ. Здесь нужны большие, глубокие умы и огромные капиталовложения, потому что культурное замещение - процесс дорогостоящий и долгий.
Так что, дорогие нокс-товарищи, запретить - наихудчайшая из идей. Забудьте! Отцепитесь! В мире всегда есть место культурному подвигу. Если вы всерьез решили, что в культурной политике больше нечего вырабатывать, кроме запретов, обратитесь к ее деятелям. Они представят вам реестр проблем, чтобы было чем заняться и не генерировать совковые идеи. Не пытайтесь войти в эту реку. Вам что, слава Назени Гарибян спать мешает? Вам что, всерьез нужны возмущенные собрания, петиции протеста, скандалы, журналистское улюлюканье? Ведь уже сейчас ясно, что кончится все еще одной лужайкой с фонтанчиком. Еще придется раскошеливаться и на "Девушку с веслом" - в память об очередном несбывшемся. 1965 год больше не наступит. 1920-й - тоже. В общем - не стоит. И не надо благодарить меня за совет!
Сона Мелоян, "Голос Армении"