Форум деятелей культуры в Агверане, инициированный Министерством НОКС, и последовавшая за ним пресс-конференция замминистра по вопросам современной культуры позволили вполне внятно представить перспективы нарисовавшейся культурной политики. И хотя мы постоянно имеем возможность убеждаться, что ото рта до ложки - от прекраснодушных заявлений до их реализации - длинная дорожка, какие-никакие выводы о том, куда собираются направлять культуру, делать можно.
Забегая вперед, еще раз отметим, что главным достижением по сфере явилось послабление в законе о госзакупках, принятом НС, которого арт-деятели добились сами, и которое вполне ясно наметило вектор направления, в котором следует двигаться.
Последние события также вполне ясно показали, что в альтернативе "Цена и ценность" государство по-прежнему отдает предпочтение первой, то есть цене. А значит, экс-премьер Карен Карапетян и его команда остаются правофланговыми доктринерами культурной политики. Это подтвердил агверанский форум, направленный в основе своей на то, чтобы поучить директоров учреждений культуры, как им зарабатывать деньги, и об этом мы уже говорили.
Пресс-конференция замминистра Ара Хзмаляна касалась трех направлений - регионы, параллельное развитие культуры и образования и государственное финансирование. Последнее, волнующее арт-деятелей в главную очередь, отныне будет называться не госзаказом, а грантом. Если учитывать, что еще при Армене Амиряне, даже нарастившие мускулатуру и вошедшие строкой в бюджет Минкульта фестивали, были из этого самого бюджета выведены с тем, чтобы каждый раз по-новой доказывать свою нужность… Как говаривал персонаж знаменитой пьесы, "ничего нового в развитие охоты не внесли". На практике "устрожение системы получения грантов" превращается в большую бумажную волокиту и имитацию деятельности комиссий. Искусство - вещь иррациональная, и можно привести множество примеров, когда объективно получившие грант проекты оказывались пшиком, а работы, которым в подобном гранте было отказано, но все-таки реализованные, превращались в культурное событие. К тому же, "особенности национальной охоты" отменить не удалось еще никому - чтобы грант был дан, достаточно желания министерства и правильно подобранной комиссии. Впрочем, к теме гранов мы еще вернемся.
Теперь о регионах. На днях Ара Хзмалян с группой директоров различных фестивалей различных арт-сфер проехался по Ванадзору и Дилижану, чтобы продемонстрировать им имеющиеся там разноформатные залы и предложить их в качестве фестивальных площадок. Это шаг конкретный и перспективный. Что касается наметившейся встречи в Ванадзоре столичной и местной интеллигенции … Хм… Жизнь показала, что околовсяческие "Культурные остановки" в регионах мало влияют на решение глобальных проблем. Программа возрождения школ искусств в регионах, в частности, возрождение традиции игры на национальных музыкальных инструментах, реализованная Асмик Погосян, остается в этом смысле в желтой майке лидера. Культурно задышать регионы могут только при серьезных реформах на местах, в подобную программу в обязательном порядке должны быть подключены местные власти, которым, в основном, региональная культуры подчиняется. Это требует серьезного финансового, а главное, профессионального ресурса. Этого нет, как нет и разговора о чем-нибудь подобном. Так что на культурное чудо в регионах рассчитывать не приходится.
Теперь о параллельном развитии культуры и образования, которое с первых дней было декларировано главным направлением новой культурной политики. Между прочим. НОКС-министр Араик Арутюнян, один из главных инициаторов профанфаренной программы бесплатного абонемента для школьника, мог бы и сдержать обещание и подвести итоги годовалой пилотной программы, попортившей арт-деятелям немало крови. Объявлять, что мы пошли неправильным путем, и что программа накрылась хризантемой - это, понятно, слишком, и все-таки. Словом, программа пропала, будто вовсе не бывала. Вместо нее теперь дети, написавшие интересные сочинения, заполучат возможность пролонгированных экскурсий по учреждениям культуры - со знакомством с изнанкой арт-дела и общением с теми, кто делает культуру, так сказать, слоны снаружи и изнутри. Оно, навреное, лучше - лучше меньше, да лучше.
Подготовка не столько будущих профессионалов сферы, но качественного зрителя декларируется основой культурной политики. Как подчеркнул на пресс-конференции замминистра, "образовательность" должна будет учитываться и при выдачи государственных грантов. Вернемся к этой теме, поскольку здесь много неувязок.
В-главных - налицо переформатирование приоритетов, если только таковые были. В любом случае, то, что носило на себе печать "национального" ставилось во главу угла. Теперь в фокусе внимания государства оказывается, судя по всему то, что будет иметь спрос на внешнем рынке. "Факт, что в течение многих лет мы не могли предоставить грант тем группам, которые действительно представляют собой ценность, чтобы популяризировать эти проекты и вывести их на международный рынок", - сказал на пресс-конференции Хзмалян. Если сюда же добавить рассуждения замминистра о синтетическом актере - свежо, а главное, ново! - можно вполне себе нарисовать образ спектакля, которые имел в виду главный прокуратор сферы. Впрочем, этот образ можно представить и безо всяких вербальных аргументов… Представить, что говорится, с паролями и явками. Но не об этом речь. В наших реалиях существует смутная категория - "фестивальный спектакль". Спектакль, сделанный по законам современного театрального языка. Мы их ценим и любим. А еще знаем и признаем, что на рынке внутреннем они спросом, увы, не пользуются. Это совершенно не отменяет необходимости поддерживать их на всех уровнях.
И это не отменяет обязанности государства поддерживать ту культуру, которая сформировалась задолго до нам, которой мы гордимся и которую считаем нациообразующей. На милом сердцу замминистра Западе давно разработана гибкая система грандов и фондов поддержки современного искусства. Но огромной государственной поддержки всяким "Комеди Франсез" и "Ковент-Гарден" никто не отменял и отменять не собирается. Как подчеркнул Ара Хзмалян, "у нашего государства не слишком много средств, поэтому их нужно использовать эффективно". Конечно! И с приоритетами тоже нужно немного поаккуратнее. Но масштабному, широкоформатному искусству в новой культурной политике, судя по всему, места не нашлось. По крайней мере, речи об этом не было. И это наводит на мысли…
А еще замминистра подчеркнул, что "годами министерство культуры Армении брало на себя бремя социальной ответственности выше своих сил". Брало! Потому что не желало создавать почву альтернативного финансирования культуры. Совершенно очевидно - не собирается и сейчас. И по многим комментариям Хзмаляна очевидно, что черный список учреждений культуры имени Назени Гарибян не утратил актуальности. Просто его попытаются ввести не мытьем, а катаньем. Только вот нынешнему культурному руководству пора понять, что при такой культурной политике бремя социальной ответственности тоже невозможно отменить. И все прекраснодушные задумки упрутся в ту же стену. Если только руководство НОКС не желает удостоится участи своей недавней предшественницы…
Сона Мелоян, "Голос Армении"