В начале нашей эры, в сентябре 9 года, произошла знаменитая битва между римлянами и германцами в Тевтобургском лесу: предводитель германцев Арминий, вождь племени херусков, в трехдневном сражении нанес тяжелое поражение римлянам, которое предопределило дальнейший ход событий. Правда, римляне не сразу отказались от своих планов. Они предприняли новые походы для покорения германцев. И в этих последующих боях судьба столкнула Арминия с другой легендарной исторической личностью, о нем чуть позже, а пока коротко напомню путь Арминия.
.
Тевтобург и дальше
Арминий, сын Зигимера (17 г. до Р.Х. - 19 г. по Р.Х.), в молодости служил в римских легионах, получил звание римского всадника.
ПО ВОЗВРАЩЕНИИ на родину похитил Туснельду, дочь своего врага, германского князя Сегеста, вступил с ней в брак. Арминий решил освободить свое отечество от ига римлян, уже овладевших северо-западной Германией. Заманив войско римского наместника Вара в болотистую местность Тевтобургского леса, он атаковал и разбил римлян. В битве погибло до 27 тысяч человек.
Известие о поражении Вара произвело в Риме ошеломляющее впечатление на императора и народ. Германскую гвардию обезоружили, кельтов и германцев выслали из Рима, ждали наступления непокорного Арминия. А когда этого не произошло, Рим решил взять реванш и восстановить свое владычество.
Поход Германика в 16 году
На сей раз римляне под началом Германика тщательно подготовились к походу. Было построено 1000 транспортных судов, на которых армия по Северному морю достигла устья Эмса. Общая численность римлян составила 74-80 тысяч воинов.
ПО РЯДУ ИСТОЧНИКОВ, в ополчении германских племен под командованием Арминия и его дяди Ингвиомера насчитывалось 40-50 тысяч человек. Противники столкнулись в битве при Идиставизо. В переводе с древнегерманского Идиставизо - Долина Дев. Идизы - мифические существа, божественные девы (валькирии), которых почитали тевтоны.
Битва началась с атаки германцев. Римский полководец приказал части конницы напасть на них с фланга, а другим силам обойти врага и ударить с тыла. Атака с двух сторон вызвала у германцев замешательство. Арминий, воодушевлявший воинов в гуще боя, был ранен, но смог пробиться через римские порядки, избежал плена и Ингвиомер.
Как это часто бывает, победители и побежденные по-разному оценивают масштабы и значение сражений. Немецкие историки (Г. Дельбрюк и др.) считают, что сражение при Идиставизо - небольшой бой, в котором удача не сопутствовала вождю германцев и он временно отступил. Римские историки (Тацит и др.) утверждают, что победа "почти не стоила крови" римлянам, а германцы понесли огромные потери, пытаясь переправиться через реку Везер и скрыться в лесу.
Не будем становиться на чью-либо сторону и вообще объясним, почему зашла речь о Долине Дев. Дело в том, что в рядах римлян в 16 году сражался человек, чье имя в дальнейшем узнает весь христианский мир, и не только. Кавалерийской турмой (это подразделение эскадрона) командовал Понтий Пилат, будущий пятый прокуратор Иудеи, при котором распяли Христа.
Происхождение и путь Пилата
Понтий Пилат, служивший в кавалерии, римлянином по рождению не был, а, скорее всего, происходил из германцев. Германское происхождение Пилата подтверждается средневековой майнцкой легендой о короле-астрологе Ате и дочери мельника Пиле, живших в прирейнской Германии.
АТ ПО ЗВЕЗДАМ УЗНАЛ, что его ребенок станет могущественным и знаменитым. Королю привели первую встретившуюся женщину - дочь мельника Пилу. Мальчик получил имя от сложения имен.
Имя Понт по легенде связывают с городом Понт вблизи Бамберга в Германии. Помимо Нового Завета Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. Существуют археологические находки (плита, монеты), подтверждающие существование Пилата. Известно, что он правил Иудеей с 26 по 36 годы н.э. Этот период ознаменовался массовым насилием, казнями (свидетельство современника Филона Александрийского).
"Пилат, находясь перед праздником Пасхи в Иерусалиме, разбирал дело Иисуса и, убедившись в его невинности, понял, что Иудеи предали Его из зависти (Мат. 27:18). Жена предупредила Пилата, чтобы он не делал зла этому Праведнику, но, чтобы угодить народу, он отдал Назарянина на распятие, умыв руки в знак личного признания невинности Иисуса (Мат. 27:24).
Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому, Пилат был отозван с должности, сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья вынудили его к самоубийству.
Булгаков и образ Пилата
В ходе работы над романом "Мастер и Маргарита" (а это длилось 12 лет) Михаил Булгаков, сын профессора Духовной академии, историка Церкви, изучал различные материалы о жизни Пилата, в том числе литературные трактовки образа.
В АРХИВЕ писателя сохранилась выписка о жене Пилата, Клавдии Прокуле (взята из книги германского религиоведа Г.А. Миллера). Различные черты характера прокуратора Иудеи отражены в романе не без влияния книги И.Я. Порфирьева "Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки", мемуаров редактора журнала "Жизнь" Владимира Поссе, поэмы Георгия Петровского "Пилат" (1893-1894). Как и в "Мастере и Маргарите", у Петровского прокуратор наделен сочувствием к Иисусу, в проповеди которого он не видит никакой угрозы общественному порядку, пытается его спасти. Могло ли это произойти?
Вероятно, могло, если бы в Пилате пробудился тот храбрый 28-летний воин, который 17 лет назад в той страшной битве против Арминия при Идиставизо спас, рискуя жизнью, своего друга - окруженного германцами центуриона, великана Марка Крысобоя. Но, так или иначе, роли были распределены, и если не Пилат, то вместо него более жестокий правитель отправил бы на казнь Христа, которого не минула бы чаша сия. А предательство Иуды Искариота (если придерживаться версии булгаковского романа) осталось бы неотомщенным.
Арминий и Пилат
В 16 году в битве при Идиставизо встретились два храбреца, почти ровесники: Арминию было 33 года, Пилату - 28 лет.
ОНИ, КАК ДВЕ ЯРКИЕ КОМЕТЫ, сверкнули, но не погасли, - остались в мировой истории. Арминий сражался за свою землю, свободу и святыни. Пилат воевал не за алтари и очаги, а распространял мечом римскую экспансию. В этой битве Арминий отступил, сохранив основные силы армии. Он не был побежден и еще 5 лет успешно вел борьбу с могучим Римом до гибели от рук своих в результате заговора в 21 году н.э.
Пилат уцелел в битве - ему спустя 17 лет выпал жестокий жребий, сделавший прокуратора невольным участником роковых событий, человеком, отправившим на смерть Христа.
Судьба и жизненный путь Арминия были прочерчены прямо, как и подобает героям и патриотам. У Пилата судьба сложилась иначе, сделав его великим грешником, хотя и раскаявшимся. Поэтому один из них вправе сказать: "Я на свою беду - бессмертен", а другой обрел бессмертие на свое счастье.
Анаит НАЗАРЯН, "Голос Армении"