Два утверждения Никола Пашиняна о результатах «бархатной» революции имеют большое значение для понимания того, что происходит в Армении и в регионе. Первое: благодаря переговорам с Ильхамом Алиевым удалось снизить напряженность на границах Арцаха. И второе: «бархатная» революция сделала Армению самым передовым демократическим государством мира. В настоящей статье рассмотрим первое утверждение.
Некоторое снижение напряжения на фронте действительно наблюдается. Но за счет чего оно достигнуто? Конечно, можно предположить, что Пашинян пристыдил руководителя соседнего государства, указав, что азербайджанская политика по отношению к национальным меньшинствам - это просто копирование политики гитлеровских нацистов, а война с Арцахом, развязанная Азербайджаном, не имеет правовых оснований и является типичным проявлением государственного терроризма. В ответ Алиев, видимо, покраснел, хлопнул себя по лбу, поблагодарил Пашиняна за то, что тот открыл ему глаза и пообещал срочно исправить ситуацию, что и сделал практически. Может быть, так все и было, но очевидно более серьезными явились совершенно другие причины. А именно:
1. В промежутках между вспышками вооруженной агрессии Азербайджан ведет оголтелую психологическую войну с армянскими государствами. Сущность психологической войны очень четко выражена в трактате древнекитайского философа и военачальника Сунь Цзы (VI век до Рождества Христова). Вот некоторые из его наставлений:
- Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника;
- Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужное время на позор общественности;
- Используйте для этих целей сотрудничество с самыми подлыми и гнусными людьми;
- Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам страны;
- Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов;
- Будьте щедры на предложения и подарки для покупки нужной вам информации и сообщников.
Кажется все из этих рекомендаций китайского философа «бархатная» власть уже испробовала, только по отношению не к вражескому, а к собственному государству и к прежнему его руководству. Так зачем же Алиеву ей мешать, рискуя спровоцировать консолидацию армянского общества под угрозой войны?
2. Алиев в отношениях с Арцахом, конечно, не самостоятелен и нуждается в одобрении ведущих мировых игроков и, прежде всего, коллективного Запада, который находится в конфронтации с Россией. «Бархатные» пришли к власти, в том числе, и на антироссийских лозунгах. Например, заявляя о необходимости скорейшего выведения из Армении российской военной базы и выхода из ЕАЭС. И хотя Пашинян не торопится реализовать эти откровенно вредительские для армянских государств лозунги, которые могли провозглашать либо дураки, либо враги, надежды на их осуществление у противников России еще остаются. Поэтому Запад считает целесообразным дать «бархатным» время для осуществления своих предвыборных обещаний, несколько остудив военный пыл Алиева.
3. Заявления «бархатных» о торжестве демократии в Армении, несмотря на вопиющие противоречия с реальным положением дел, имеют большую пропагандистскую силу и влияние на мировое сообщество. Активные военные действия со стороны Азербайджана в этом случае будут рассматриваться, в том числе, как попытка подавить демократию в Армении, помешать развивающимся там демократическим процессам и будут неизбежно жестко осуждены ведущими мировыми державами. Этого Алиев не может себе позволить.
4. Алиев ожидает, что политика «бархатных» по отношению к Арцаху будет практической реализацией намерений Л.Тер-Петросяна об оставлении Арцаха в составе Азербайджана с целью, в том числе, большей безопасности его населения. Алиев надеется, что «бархатные» проигнорируют изречение одного из «отцов-основателей» США Бенджамина Франклина о том, что: «Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности».
Рассчитывая на практическую реализацию политического курса Тер-Петросяна, Алиев воздерживается от военного обострения на границе.
Рассмотрев приведенные возможные причины снижения напряженности на границе, каждый может сделать для себя вывод о том какие из них являются наиболее реальными и есть ли у «бархатных» основания приписывать заслугу в этом себе.
Борис Оганов