Власти Сочи приказали демонтировать памятник выдающемуся армянскому полководцу, защищавшего честь русского оружия.
Поздно вечером 27 мая, когда армяне всего мира готовились отмечать День независимости, в Сочи был демонтирован памятник известнейшему деятелю национально-освободительного движения Андранику Озаняну. Своеобразный подарок, преподнесенный сочинскими муниципальными властями, вызвал волну возмущения у местных армян. Ясно, что этот шаг не прибавит доверия к традиционному союзнику и в Армении. Допустимые в правовом смысле действия местной администрации, добившейся демонтажа установленного без соответствующей санкции памятника, тем не менее никак не вписываются в нормы морали и в логику развития армяно-российского партнерства.
Скульптура полководца была установлена 25 мая в армянском поселке Волконка Лазаревского района большого Сочи. Это один из самых армянонаселенных районов Краснодарского края. По официальным данным, армян там 16 процентов от общего населения. По неофициальным данным — гораздо больше. Российскими историками установлено, что наши соотечественники жили в этих краях среди черкесов аж в XVII веке, то есть задолго до того, как сюда пришли русские, которым армяне оказали немалое содействие в укреплении их влияния в регионе. Наряду с потомками черкесогаев (так называют общину коренных армян российские этнографы) проживают в районе Сочи и наследники тех, кого спас генерал Андраник в годы геноцида. Они-то и выступили с инициативой установить памятник выдающемуся полководцу, которого по праву считают символом союза армянского и русского воинств. Ведь генерал Озанян служил в русской армии и принес славу не только армянскому, но и русскому, а также болгарскому оружию. Андраник получил генеральское звание, защищая честь России. Был награжден Георгиевской медалью, Георгиевскими крестами, орденами Святого Станислава и Святого Владимира. Это о нем легендарный генерал Юденич говорил: “Андраник храбр до безумия”. В сборе пожертвований на создание памятника военачальнику кроме армян приняли участие и представители местного казачества, предки которых бок о бок воевали с ополчением генерала Озаняна. Инициативу установки памятника поддержали многие местные общественные организации. Среди них Совет Кубанской казачьей Ассоциации, “Православное духовное наследие”, “Комитет по защите прав потребителей”.
Автор скульптуры — народный художник Армении Марат Минасян — работал над изваянием больше трех лет. Местные региональные структуры Союза армян России не успели обратиться к муниципальным властям за соответствующим прошением о выделении места для установки памятника, как в Баку и Анкаре начали массовую кампанию давления с целью провалить инициативу армян. Реакцию азербайджанцев и турок можно было предвидеть. Ведь известно, что Андраник сурово покарал многих турецких палачей и избавил от террора мусаватистских банд десятки армянских сел Сюника и Арцаха. Этого ему простить не могут. Тему установки в Сочи памятника армянскому полководцу затронул целый ряд турецких изданий. В Баку высказываются еще радикальнее. К начатой кампании подключилось посольство Азербайджана в Москве, которое использовало все возможные рычаги дипломатического воздействия. Присоединилось и генеральное консульство Турции, работающее в соседнем Новороссийске. Были задействованы члены парламентской группы дружбы “Азербайджан-Россия”, которые давили на коллег из Государственной думы. Нетрадиционные подходы к руководству муниципальных органов края нашел глава азербайджанской общины Сочи Джамиль Алиев. Одновременно мобилизовали и русских, проживающих в Баку. Глава русской общины Азербайджана, депутат меджлиса Михаил Забелин обещал спровоцировать против армян кубанских казаков.
В этой ситуации муниципальные структуры сочли, что отказать армянам им будет легче, чем нести ответственность за последствия, в случае если их прошение будет удовлетворено. В приватной беседе с бывшим главой краевого отделения Союза армян России Акопом Кочконяном мэр Сочи Анатолий Пахомов сообщил о том, что решение принято политическое и стало оно следствием предъявленного Турцией ультиматума. По его словам, “турки сказали, если памятник Андранику будет установлен, они сорвут Олимпиаду в Сочи”. (Речь, по-видимому, идет об угрозе отказаться от сооружения олимпийских объектов. Как известно, турецкие строительные организации являются крупнейшими подрядчиками на продолжающихся в Сочи стройках.) Сочинский градоначальник позволил себе крайне некорректное высказывание, от которого по сей день не может откреститься. Мотивируя недопустимость установки памятника Андранику, он в ходе встречи с азербайджанскими журналистами заявил: “Пока я мэр города, никакого памятника Озаняну не будет. Если армяне хотят поставить памятник, пожалуйста, пусть делают это на своей родине”. Это вызвало крайнее возмущение местных армян, предки которых поселились в районе современного города Сочи задолго до того, как сюда приехали предки мэра Пахомова. Наши сочинские соотечественники обратились с посланием к президентам Дмитрию Медведеву и Сержу Саргсяну с просьбой уточнить у господина Пахомова, где именно ему видится их родина. В связи с оскорбительным выступлением градоначальника авторы послания сочли уместным просить о двух вещах. Первое — считать голоса, поданные армянами за Пахомова, недействительными и соответственно недействительной считать победу мэра на выборах. И второе — все памятники, установленные в Сочи армянскими скульпторами и архитекторами, а также возведенные на средства армянских предпринимателей, перенести на территорию Армении. Приложенный к письму список таких сооружений занял несколько страниц.
Не дождавшись официального разрешения, руководство Лазаревского отделения Союза армян России решило установить памятник самостоятельно в надежде на то, что с муниципальными структурами удастся уладить все постфактум. Дело в том, что почти все имеющиеся в районе и крае армянские памятники и мемориалы, говоря юридическим языком, “незаконные”. Власти не дали официального разрешения ни на установку памятника Месропу Маштоцу, ни на открытие Мемориала памяти жертв геноцида армян. И даже хачкары, поставленные армянами в трех разных селах района, тоже не были одобрены властями. Но о демонтаже всех этих памятников никто из чиновников никогда не задумывался. Но на этот раз сотрудники районной и городской администраций проявили небывалый радикализм. Они заявили, что, в случае если армяне сами не уберут памятник, он будет разрушен бульдозерами, а лица, пытающиеся этому воспрепятствовать, будут избиты ОМОН-овцами. Консул Армении Арарат Гомцян в телефонной беседе с лидерами сочинских армян заявил, что бессилен чем-либо помочь, и призвал выполнить требование. В сложившейся ситуации руководству городского отделения Союза армян России не оставалось ничего иного, кроме как начать демонтаж памятника. Дальнейшая судьба изваяния не известна.
Столь трепетная забота сочинских властей об интересах турок и азербайджанцев вызывает вполне естественные вопросы. Аргументы противников памятника генералу Андранику не выдерживают критики. Бакинская пропаганда утверждает, что установка в России памятника врагу Азербайджана будет воспринята как проявление враждебности со стороны Москвы к стратегическому партнеру. Между тем известно, что в России установлено аж десять памятников Гейдару Алиеву, которого считают врагом в Армении. Ереван ведь тоже для Москвы вроде как стратегический партнер. Но в Кремле мнения армян спрашивать не стали. Так с какой же стати решили спрашивать мнение азербайджанцев? В конце концов, русские не обязаны задумываться о том, нравится кому-то из иностранцев тот или иной памятник или нет. Полагаю, многим французам не по душе то, что в Москве есть памятник разгромившему Наполеона Кутузову. А украинцы не спрашивали разрешения у Израиля, прежде чем поставить памятник гетману Богдану Хмельницкому, хотя его действия в отношении евреев всем известны. Кстати, памятники генералу Андранику есть в Париже, Софии, Варне, Бухаресте, Буэнос-Айресе. Проживающие там турки и азербайджанцы с этим давно смирились. Российские же власти дали им повод считать себя вправе диктовать условия. И чем это будет чревато для самой России, не известно.
Артем Ерканян, "Новое время"