Духовный кризис в Турции Эрдоган решил лечить величием замысла, временно мобилизовав силы. Такое мнение высказала ведущий научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона им. В. Б. Арцруни Валерия Олюнина, прокомментировав Информационному Центру «Еркрамас» ситуацию с превращением в мечеть собора-музея Святой Софии в Стамбуле. Ниже предлагаем вниманию читателей комментарий без сокращений:
"Ситуацию могу прокомментировать только по тем впечатлениям, которые у меня появились после посещения Анкары, Бей-Пазари и Стамбула в 2011-2013 годах. Тогда даже в Курбан-Байрам мечети стояли полупустыми, а молодежь игнорировала намаз, больше засиживаясь в барах. Относилось это не только к самим туркам, но и к выходцам из Азербайджана, Центральной Азии, которые учились в вузах страны.
Разорванность сознания турок лучше всего описал в своих романах Нобелевский лауреат Орхан Памук. Речь о книгах «Снег», «Имя мне – Красный», «Стамбул. Город воспоминаний». Те бизнесмены, которые вели свои дела с Россией или Европой, были, конечно же, проевропейскими, а значит, их героем был Ататюрк, строивший светское государство. В те годы я общалась со студентами Анкаринского технического Университета, и когда случились вторжение в Сирию и мятеж лета 2016 года, многие из них задумались о переезде в США или страны Европы. Это было очень просто, выучив передовые технологии, зеленое строительство или Баухауз, переехать в Канаду или Германию.
К сожалению, в российское медиаполе не попадала другая молодежь, которая хотела пересмотра своей истории, мы не видели по нашему ТВ митинги в Кызыл-Ае против войны в Сирии и выступления турецкой интеллигенции, посвященные катастрофе армян. Мало того, эту элиту вытеснили из страны на Запад. Эти люди для нас отрезаны, увы. К сожалению, ни армяне, ни русские не знают своего соседа, потому что торговлей и пребыванием на курортах все исчерпывается. Кажется, при посещении Турции туристы редко посещают музеи, а если их и интересует культурное наследие, то в рамках пляжного отдыха – съездить в Памуккале или на остров Фаселис. Вообще для нас Турция с музейным делом никогда не ассоциировалась. Разумеется, потому что всегда ощутим налет вторичности или отработки чужих дрожжей - греческой или армянской. Обратите внимание, что в рекламе тема культуры и истории всегда отодвинута на второй план, а больше показывают море, пляжи, спа, апельсиновые рощи.
Там хорошо развиваются современные виды искусства – фотография и кинематограф. До последнего времени в Турции были очень слабыми художественные галереи, выставка Сальвадора Дали, которую я посетила в музее современного искусства в Анкаре, была очень плохо подготовленной, начиная с невнятной развески. Но время шло, и Турция училась. Выставка в Стамбуле, посвященная творчеству Сергея Параджанова, прошла на высоком уровне. И, кстати, директор дома-музея режиссера Завен Саргсян признает, что экспозицию в Стамбуле посетило очень большое количество людей.
Стамбул, город султанов, всегда считался более консервативным и религиозным, чем студенческая Анкара, где проживает около 5 миллионов. И, конечно, посещение султанских дворцов, Голубой мечети (мечеть Султанахмет) и Айя-Софии, как и Босфор туру, были самыми востребованными. В выходные и на празднике в Стамбуле скапливается огромное количество приезжих из самой Турции. В 2010 годы выходят фильмы, рассчитанные привлечь как своего, так и иностранного туриста. Это «Великолепный век», который не понравился Эрдогану, «1453. Завоевание» режиссера Фарука Аксоя, который я смотрела в одном из анкаринских кинотеатров. Что до самого названия «Великолепный век» - на сайте канала «Домашний» одна зрительница справедливо возмущалась: «А для кого «великолепный»? Пол-Европы вырезали…». Авторы сериала, говорят, во многом взяли на себя миссию смягчить образ турка в Европе - хватит пугать турком детей. Второй фильм был страшно далек от искусства, но играл роль красочной агитки. Сюжет строился на антитезе – прогнивший Запад, погрязший в грехе и неге император Константин и пассионарные турки, которые, впрочем, по-честному Константинополь взять не смогли, а использовали подкоп и взрывчатку. В лучших традициях Голли-Болливуда погибал один из главных героев «Завоевания», влюбленный в дочь пушкаря. Пронзенный сотней стрел, и все же дотянувший красное полотнище на крепостную стену.
Сейчас складывается ощущение, что духовный кризис в Турции Эрдоган решил лечить величием замысла. В одночасье возникли темы нового канала, Айя-Софии, израильской торговой зоны у реки Ахурян, ради этого даже решили реставрировать Анийский мост. Я понимаю, сейчас никто не блещет духовностью, консолидацией наций, но перенос Эрдоганом проблем из сердцевины, в то время, когда Турция занимает первое место в мире по количеству сидящих в тюрьмах журналистов, на ментальные окраины, конечно, временно мобилизует силы уставшей страны, для которой война переходит еще и на турко-греческий фронт".