Наш гость - арменовед, календаровед Сергей СИМОНЯН
- Вы занимаетесь изучением дохристианской ценностной системы. Что служит основой для ваших изысканий - сохранились ли с тех времен какие-либо реликвии?
- Да, сохранились. И эти реликвии очень красноречивы. У нас имеются материальные и нематериальные ценности, которые до сих пор не получили еще своего толкования. Имеется и много свидетельств, связанных с нашим древним календарем. В советские времена было принято представлять, что в древности люди соотносили с этим календарем свою сельскохозяйственную деятельность, тогда как в действительности это был священный религиозный календарь - им регулировались все связанные с духовным миром вопросы. Календарь имел свою систему месяцев, дней и часов, в соответствии с которыми отмечались праздники, совершались обряды, указывалось, что, как и когда. Более того, у нас имеются ритуальные национальные блюда, и если не понимать календарь, то мы и не будем знать, каков смысл и таинство этих блюд.
Имеются и материальные, по большей части археологические свидетельства. Наши хроники свидетельствуют, что наши храмы и монастыри были возведены на месте древних святилищ. Только по их числу можно представить, сколько было древних храмов и капищ и насколько сильной и прочной была у наших предков вера. И если рассматривать древнюю веру, древний быт, обычаи и нравы в совокупности, то становится возможным давать им целостное толкование.
- В конце концов, в чем сущность данной системы ценностей?
- Если одним словом, то нашу систему ценностей можно обозначить словом «армянскость». Она непосредственно связана с Гайком - с прародителем Гайком, багрянородным и багряноносным царем и havatar-ом. Что означает havatar? В ведическом духовном учении имеется понятие «аватар», предполагающее воплощение бога. В армянском языке havatar и есть такой аватар - творец, распространитель веры. А Ованес Имастасер утверждает, что еще до пророка Моисея истинная вера, алфавит и календарь были переданы людям через Прародителя армян Гайка. Мы не можем обойти это свидетельство. Мои поиски и исследования привели к тому убеждению, что Прародитель Гайк был основателем восточного духовного учения и великим havatar-ом армян. Именно благодаря ему на планете в свое время было пресечено идолопоклонство: всем известно, что он своей трезубой стрелой покончил с Бэлом - воплощением мракобесия.
Потомки Гайка, естественно, пребывали в истинной вере. Архимандрит Инчичян в своем труде «Древние свидетельства о Стране Армянской» свидетельствует о том же: «Ибо со времен Гайка и до патриарха Анушавана, что был во дни патриарха Иакова, не находим мы у нас ни следа идолопоклонства…». Это значит, что со времен Прародителя Гайка и до Платанородного Анушавана у нас существовало истинное богопочитание, распространенное в народе как поклонение Солнцу. А Никогайос Марр, выявляя этимологию имени «Гайк», говорит, что один из его основных смыслов - «солнце»: Hayk-Hayg-Ayg. Солнце есть воплощение божественной силы жизни, а армянская нация считалась потомком Солнца. Поэтому и наша вера называлась солнцепоклонством, наш алфавит назывался «солнечный алфавит» и имел 36 букв, что соответствовало 36-и солнечным декадам плюс 5 добавочных дней. И язык наш назывался «солнечным».
Это значит, что в основе нашей системы ценностей лежала вера - поклонение Солнцу. Она непосредственно связана с сущностью Творца. А наша культура - то промежуточное звено, которое дает человеку возможность непосредственно сообщаться с этой сущностью. Следовательно, если не понимать нашу национальную культуру, то невозможно в полной мере представить, как действует эта связь.
- Работы по выявлению, поискам раритетов дохристианской культуры все еще продолжаются или мы уже отказались от этого?
- Конечно, продолжаются! Эти ценности не исчезли бесследно. Взять хотя бы упомянутые Мовсесом Хоренаци Даниеловы письмена - они же не испарились, они вошли в наш алфавит. Просто нужно научно выявить их среди всех 36 букв. Скажу также, в последнее десятилетие интерес к древней системе ценностей значительно возрос. А лично мои более чем десятилетние изыскания в области арменоведения и календароведения чуть не каждый день приносят новые открытия.
- Как исследователь, вы можете сказать, насколько эта наша древняя система слилась с христианством?
- Христианство - это вера и почитание Святой Троицы. А Святая Троица имеет непосредственное отношение к солнцепоклонству. Дело в том, что солнцеликость Всевышнего невозможно полноценно представить без Святой Троицы, которая есть триада жизнетворной Истины, светозарной Мудрости и согревающей Любви. То есть Бог-Солнце есть триединство Истины, Мудрости и Любви. И у многих из тех европейских народов, которые приняли христианство, тоже имелась идея Святой Троицы. Замечу, кстати, что образ Богородицы наличествовал уже в древнеегипетской культуре - Исида с младенцем Гором на руках. В нашей дохристианской культуре также имелся образ Богородицы - Богоматери с младенцем.
Или другое: Иисус Христос и Мгер Младший называются сынами Давида. В случае Иисуса имеется в виду пророк Давид, отец царя Соломона. На самом же деле это не так. Иисус в Иудее не унаследовал короны -?ему на голову надели терновый венок и подвергли поношениям. Следовательно, под Давидом следует подразумевать Деуса - Всевышнего. У нас также Давид ассоциируется со Всевышним: не зря чужеземцы называли Прародителя Гайка Deus Armeniacus, то есть «армянский бог». Согласно Гевонду Алишану, и армянское село Айкашен, названное по имени Гайка, называлось также Аствацашен - Основанное богом.
Разумеется, в христианстве имеется много ответвлений. Одно из направлений выводит все из иудаизма. Бесспорно, что оно не в силах наиболее полным образом выявить и показать все то из наших древних верований и культуры, что имеется сегодня в обрядах и ритуалах нашей Армянской Апостольской церкви. Мы знаем, что многие солнечные гимны, несколько измененные за века, вошли в нашу христианскую церковь как шараканы - духовные песнопения.
- То есть христианская идеология обрела у нас национальные черты, получила свои особенности?
- Однозначно. Взять хотя бы идею Древа жизни. В Ветхом завете упоминаются два древа - Древо жизни и Древо познания добра и зла. Согласно моим изысканиям, Древо жизни для армян - это абрикос (цирани). Ведь «цир» у нас означает еще и сферу - духовную сферу, пространство. Так, Млечный путь у нас называют «Цир Катин», «циацан» (радуга) - еще и «цирацан», а ведь радуга считается поясом Бога. Духовные лица, которые, по представлениям древних, считались сынами Солнца, солнцерожденными, назывались «циранакир» - «носящими пурпур, багрянец», и «циранацнунд» - «багрянородными». В древности наши цари облачались в царский пурпур, который на армянском называется «цирани». Более того, первосвященство в нашей древней вере было первосвященством бога Тира. Все это доказывает, что в наше христианство вошло очень многое и из нашей древней веры.
- А не являются ли анахронизмом нынешние попытки возродить к жизни язычество?
- Не знаю, что имеют в виду под этим те, кто называет себя сегодня язычниками. Может быть, многие подразумевают под этим родоверие, связывая это с понятием этноса? В таком случае все нормально, об анахронизме нет и речи. Но не будем забывать, что христианство веками представляло язычество как идолопоклонство. В таком случае я не приемлю этого слова, поскольку нашу древнюю веру нельзя считать язычеством - верой во множество богов без единого Творца.
Однако я, как и последователи других религий, в лице Святой Троицы вижу также почитание многобожия. Так же можно воспринимать и нашу древнюю религию - мол, там тоже целый пантеон богов. Но все дело в том, что все эти божества получают свою духовную мощь от одной единой сущности.
- Не являются ли такого рода попытки или намерения искусственным вмешательством в ход непрерывного движения нации?
- Главное во всех религиях - постижение истины. А в культурах разных наций эта истина облачена в различные одежды. И именно данная одежда более всего ближе данной нации - именно она делает для нее более понятной и воспринимаемой эту веру и связанные с верой вопросы. Если же мы неверно воспринимаем свою культуру и привносим чужую, в сущности, веру, которая не сообщается непосредственно с собственной культурой, то народом она не воспринимается. Мы все знаем, что от Григора Лусаворича до Месропа Маштоца все обряды, службы и ритуалы в нашей церкви отправлялись на сирийском или греческом. Для народа они были непонятны и неприемлемы. Месроп Маштоц и Саак Партев поняли, что вера, представляемая на чужом языке, ведет к гибели, что она может полноценно укорениться в народе, и нашли, что она должна преподноситься на родном языке. Постепенно в обряды христианства вошли и многие отвергаемые до этого национальные ценности.
- Насколько отдалены друг от друга сегодняшний армянин и армянин дохристианских времен? Или, вернее, насколько мы сегодня верны своей «армянскости»?
- Гены те же. А гены - это семена. Правда, времена меняются, некоторые качества генов обретают новые проявления, но при условии сохранения языка основное содержание остается неизменным. Так что нации - не случайное порождение, они избраны Творцом.
- Сейчас многие утверждают, что мы отошли от своего изначального облика и образа, что по качеству своих нынешних духовных ценностей мы отчуждены от самих себя…
- Такое явление действительно есть, но тут уж не следует грешить на гены. Любой человек, в данном случае армянин, рожденный, воспитанный и выросший в другой среде, превратится в носящую армянские гены, но далекую от армянского духовного поля личность. Такое отдаление имеется, но ген не пропадает, не исчезает.
- А какое развитие вы прогнозируете: сохранится ли в новом тысячелетии превалирование христианства? Что говорят наблюдения за перипетиями тысячелетий?
- В третьем тысячелетии, когда совершится переход от эпохи Рыбы к эпохе Водолея, возникнут новые толкования христианства. А мы знаем, что у истинного христианства древние корни - под иными именами оно существовало в Древнем Египте, Древней Армении и других восточных странах. Все это раскроется. И древние верования, которые были обесценены и воспринимались искаженно, получат свое истинное толкование. Для нас уже не будет существенной разницы между своей древней и новой верой. Тогда мы сможем призвать к жизни нашу древнюю систему ценностей. И тогда наш ген расцветет еще больше и воплотится в нас во всем своем богатстве.
"Собеседник Армении"