Нагорно-карабахский конфликт развел по разные стороны баррикад два соседних народа, проживающие рядом. Вслед за вооруженным противостоянием настала очередь информационного.
Желание сторон представить мировому сообществу свою точку зрения и привести доказательства в свою пользу естественно и понятно. Однако когда нарушено основополагающее правило о недопустимости использования в качестве доказательства фальсификаций, пусть даже призванного усилить впечатление потребителя от знакомства с другими, истинными материалами (фото, видео, договора, документы, письма и пр.), говорить о достоверности всего остального не приходится. В таком случае очевидно, что целью пропагандистской "пляски на костях" является отнюдь не стремление к торжеству справедливости, а исключительно диффамация.
Случилось так, что азербайджанская сторона, загоревшись желанием получить свой "персональный" геноцид (не хуже, чем у соседей), предприняла многоходовую и многослойную акцию по назначению некоторых дат календаря в качестве дней геноцида.
В ходе войны в Нагорном Карабахе мирное население неоднократно подвергалось вооруженным нападениям, в ряде случаев - погромам и резне. Среди наиболее известных эпизодов - убийство мирных жителей армянского села Марага в Нагорном Карабахе, этнические чистки армян в Нахиджеванской Автономной области, в самой Азербайджанской ССР, в частности, погромы армян в Сумгаите(26-29 февраля 1988 г.), Кировабаде (21-27 ноября 1988)и Баку (13-19 января 1990 г.), гибель мирных жителей города Степанакерта в результате обстрелов из установок "Град" из Шуши и Ходжалы.
В числе получивших наибольшую огласку эпизодов Карабахской войны - события, развернувшиеся вокруг поселка Ходжалы в феврале 1992 года, когда мирные жители поселка ночью покидали Ходжалы в сторону азербайджанского города Агдам. По утверждениям армянской стороны, им был предоставлен свободный коридор, азербайджанская же стороны отрицает данный факт. Согласно азербайджанским источникам, в те дни погибло 613 человек.
Данный эпизод отличается от других прежде всего тем, что азербайджанская сторона полностью контролировала территорию, где погибли жители Ходжалы, и имела возможность проводить беспрепятственную и неограниченную видео- и фотосъёмку как самого места, так и погибших. В частности, азербайджанский оператор Чингиз Мустафаев оказался на месте гибели людей практически сразу и именно его материалы легли в основу всех документальных материалов о Ходжалы.
После поражения в войне с армянами в современном Азербайджане начался процесс поиска и формирования собственной национальной идентичности. При этом основным антагонистом стали армяне и Армения. В контексте выстраивания национального самосознания события в Ходжалы были объявлены одним из нескольких геноцидов азербайжанцев, хотя совершенно очевидно, что гибель людей в Ходжалы никоим образом не подпадает под определение геноцида. Несмотря на это, Азербайджан на государственном уровне занимается продвижением событий в Ходжалы именно в качестве геноцида: так, на сайте президента АР есть раздел, посвященный сразу нескольким геноцидам азербайджанцев, в том числе «геноциду в Ходжалы». На сайтах посольств Азербайджанской республики в разных странах мира также можно найти разделы о «геноциде в Ходжалы». Все это говорит о том, какая значительная роль отведена ходжалинским событиям в системе азербайджанской государственной пропаганды.
Подробный анализ «доказательной базы», используемой азербайджанскими пропагандистами, многочисленные фотофакты, публикации и свидетельства очевидцев, представляющие правду о событиях в Ходжалы представлены на многоязычном информационном портале «Ходжалы: аттракцион невиданного подлога и фальсификаций» - http://www.xocali.net/RU/index.html