Прошедший в Ереване VIII международный кинофестиваль женских фильмов "Кин" не особо баловал зрителей игровыми лентами, зато документальных, короткометражных и экспериментальных было сполна. Все фильмы вызвали живой интерес и горячие диспуты не только среди преданной фестивалю публики, но и в жюри. Определить призеров оказалось не так уж легко. Тем не менее после долгих дискуссий жюри признало лучшим фильмом испанский "Одеон: застывшее время", специального приза удостоилась армянская картина "Эквилибриум", еще четыре ленты получили дипломы.
НЫНЕШНИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРИМЕЧАТЕЛЕН АКТИВНЫМ УЧАСТИЕМ ФИЛЬМОВ ИЗ ИСПАНИИ И ИРАНА. Не случайно, что в заметном количестве нашлось и броское качество: испанский "Одеон" режиссера Джо Граель поведал историю о раритетном местечке в Болгарии - кинотеатре "Одеон", где вот уже несколько десятков лет крутят старые киноленты. "Одеон", пожалуй, единственное место в мире, где ни один сеанс не похож на другой. Руководит им Валентин Ставов, представляющий зрителям кино начала и середины ХХ века в сопровождении оригинальной музыки и композиции. Чаплин, Бергман, Феллини – посмотреть фильмы звезд спешат любители ретро. Главная героиня фильма – 84-летняя Нелли Шевенушева весь рабочий день читает закадровый текст к фильмам, сопровождая его эмоциональными репликами. Влюбленная в итальянское кино, она путешествует по киношной Италии. И вот ей предоставляется возможность вживую побывать на родине Марчелло Мастрояни и Софи Лорен. Фильм испанки Джо Граель уже отмечался на фестивалях в Италии и Румынии, был признан лучшим в США, а теперь и в Армении.
Довольно оригинальной оказалась и армянская картина "Эквилибриум", удостоившаяся второй главной награды - специального приза. Как отметили члены жюри, фильм Анны Аревшатян оказался единственным, финал которого не угадал никто. Действительно, "Эквилибриум" - новаторская работа студентки Высших режиссерских курсов Москвы, в прошлом профессиональной журналистки и фотографа, в которой налицо свежая интерпретация обычной жизненной истории, которую автор умело уместила в 15 минут. Картина смотрится на одном дыхании и не позволяет оторвать глаз от экрана.
Симпатичным был назван и испанский фильм "Когда идет дождь" Лиз Лобато, удостоенный диплома. "Хорошим можно считать то кино, которое универсально, - отметила директор фестиваля "Кин" Мариам ОГАНЯН. – В этом смысле наши фильмы-призеры хороши и универсальны по тому, что автор хотел сказать зрителю. Они понятны всем во всех уголках планеты". Среди дипломированных фильмов - "Инокиня" Галины Адамович (Беларусь), рассказывающая о судьбе женщины-музыканта, обратившейся в христианство и ставшей богослужительницей, "Тень рассеянного склероза" иранского режиссера Захра Ниязи - о проблемах больных женщин. Показателен и фильм "Завея" Ксении Охапкиной (Россия), поведавший о старенькой жительнице белорусской деревеньки, вынужденной в одиночестве встречать Новый год.
VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ "КИН" - НЕ ТОЛЬКО СМОТРОВАЯ площадка, это серьезный кинофорум, способствующий развитию женского кинематографа. Одна из целей фестиваля – продвижение продукции армянских режиссеров на международный рынок. "Мы радуемся, что благодаря нам фильмы получают свою аудиторию за рубежом и затем продолжают свою жизнь на Западе", - говорят руководители "Кин". Зачастую фильмы наших соотечественниц серьезно оцениваются членами жюри, как правило, представляющими солидные международные кино-организации, и вызывают у них желание представить картину зарубежным зрителям и деятелям кино. Так, в этом году "Эквилибриум" Анны Аревшатян заинтересовал многих представителей жюри. Уверена, картина появится на зарубежных экранах и привлечет внимание киноманов и специалистов. "Мы стараемся приглашать людей, имеющих непосредственное отношение к киноиндустрии, - рассказывает М.Оганян. – Например, в этом году в качестве члена жюри у нас побывала Андреа Винк (Германия), представившая знаменитый фестиваль goEAST и координирующая в его рамках молодежную программу, а также основавшая в Висбадене кинофестиваль "Эксграунд на экране". Интерес к "Эквилибриуму" проявила и известная документалистка из Литвы Янина Лапинскайте.
Большую роль в продюсеринге фильмов играет сегодня и организация Women make movies (США). Ее представительницы Дебра Циммерман и Трейси Холдер во время двухдневного воркшопа в Ереване рассказали о работе своей организации и дистрибуции фильмов на американском рынке, долгие годы закрытом для "неамериканского" кино и сегодня приоткрывшем двери перед женщинами-режиссерами с других континентов. Весьма полезно было узнать о системе финансирования в США в сфере кино и о фискальном спонсорстве.
"Есть фонды, которые могут помочь тому или иному фильму с финансированием в случае наличия фискального спонсора. Нам было важно понять, как работает эта система и как можно вовлечься в нее", - говорит М.Оганян. Дебра Циммерман и Трейси Холдер также рассказали участницам фестиваля, как профессионально снимать трейлеры. В наши дни многие фонды не рассматривают заявку, если к ней не приложен соответствующий трейлер – ролик, представляющий фильм.
На фестивале было обсуждено немало актуальных проблем, о которых женщины-режиссеры говорили открыто. Взять, к примеру, представленную вне конкурса документальную картину Мариам Оганян "Бабочка" о домашнем насилии. "Телевидение сопротивляется показу фильмов на тему домашнего насилия и иные актуальные темы, - сетует М.Оганян. – Будем надеяться, что однажды эта ситуация исправится и фестивальное кино, и проблемное, и просто развлекательное, найдет свое место в программной сетке отечественного телевидения".
Магдалина ЗАТИКЯН, "Голос Армении"