Его звездный час настал в разгар Перестройки. Он, известный журналист, возглавил тогда движение Народного фронта Латвии, которое повело население балтийской страны к восстановлению независимости, к демократии, к иным горизонтам. Его облик, типично национальный по внешним параметрам, в республике стал своего рода символом нового времени. А его умение выступать перед широкими массами людей, зажигать их словами, воодушевлять, позволило ему стать "локомотивом" идей, требовавших реализации.
Сейчас Дайнис Иванс, который прошел испытание властью и медными трубами - побывал депутатом парламента и рижской Думы, участвовал в сложных переговорах с М.Горбачевым, отработал несколько лет в местной газете главным редактором по искусству, - награжден орденом Трех звезд - высшей госнаградой Латвии, получил в 2010 году "Премию Цицерона" (вручается в Латвии за ораторское искусство), - постоянно живет на хуторе. До Риги - два часа езды. Это - родовое поместье. Предки Дайниса жили там с 1743 года. А ему сейчас 56 лет.
В ОДНОМ ИЗ НЕДАВНИХ ИНТЕРВЬЮ ЖУРНАЛИСТ СКАЗАЛ: "Я не разочаровался в идее независимости государства и народа, в свободе как таковой. И разочарование по поводу нашего не всегда привлекательного быта – это все же разочарование свободного человека. Во время баррикад я часто говорил людям, что в каком-то смысле нам будет намного труднее после того, как мы обретем независимость. Свобода дала нам возможность убедиться в этом самим.
Дайниса Иванса, который замечает и понимает нелегкое положение рядовых обывателей, по-своему пугают те формы прагматизма и материализма, которые нынче глубоко укоренились в умах и душах людей: "Все-таки не хлебом единым жив человек, нужны идеалы". О чем в таком случае он предлагает задумываться? О гуманизме. О человечности. Об интеллектуальных ценностях. О высших целях существования государства.
Живет Д.Иванс (акцент в фамилии на первом слоге) на самобеспечении. Стремится быть ближе к природе. Махнув рукой на сияющие рекламой универсамы, он пришел к выводу, что человеку не так уж много нужно. Сам принялся выращивать овощи - это требует усилий, северная же страна, но зато они без химии! Сам заготавливает дрова из отживших свой срок деревьев. А день начинает с плавания в озере или любимой реке Даугаве, судьбе которой посвятил недавно изданный фотоальбом. Зимой Дайнис вспоминает про лыжи и по несколько часов проводит на них. А натуру вокруг себя называет "потрясающей". И чтобы уже совсем быть понятым, Иванс поясняет: "Для меня это самое спокойное место на земле".
Как с информацией? Она к нему, разумеется, поступает с помощью интернета. Телевидением не злоупотребляет. Смотрит новости. Обездоленным и одиноким себя не чувствует. Рига? Ригу не забывает, наведывается в латвийскую столицу раз в неделю, а то и реже. Постоянно оплачиваемого места работы не занимает. И не стремится к этому, убежденно заявляя: "Понятно, что увеличение товарооборота и потребительства может происходить только за счет деградации природы, за счет следующих поколений. Я каждый день вижу, как варварски вырубаются латвийские леса, как растерянные животные выходят на дороги, как каждой весной птицы не находят своих прежних гнезд".
ДАЙНИС ПАТРИОТИЧЕН. В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ. ОН НАКРЕПКО ПРИВЯЗАН В РОДНОЙ ЗЕМЛЕ, ее природе, счастлив, что судьба дала ему возможность участвовать в процессе восстановления государственности Латвии, а также в спасении Даугавы и окружающих ее земель от затопления. Хотя и осознает, что чем-то пожертвовал, что общественная деятельность, большая занятость не позволили ему написать еще несколько книг. Он любит места, в которых родился и живет. И не хочет "ради изменчивого благосостояния" их менять, а то и покидать. Свой образ жизни, как выяснилось, популярный журналист и общественный деятель Латвии в последние годы лепит... с писателя Гранта Матевосяна, с которым в свое время имел возможность общаться в армянской столице. Вот как Д.Иванс поведал об этом рижской газете "Телеграф": "В 1982-м мне, молодому тележурналисту, посчастливилось встретиться в Ереване с Грантом Матевосяном. Он всемирно известен чудесными, переведенными на множество языков рассказами и новеллами о Цмакуте - небольшом армянском селении, где сам родился и жил. Матевосян писал, что Цмакут является "центром мира" и что из него не стоит уезжать, чтобы понять весь мир. Что-то наподобие такого у меня с Иванами. Особенно не собираюсь выезжать, не жажду видеть чужие страны и города. Иногда даже считаю, что день, не прожитый здесь, потерян".
Вот такая неожиданная и любопытная параллель, такое пересечение судеб! Неисповедимы пути Господни!
Асмик ХАРАДЖАНЯН, "Голос Армении"