26 февраля в Адлерском районе Сочи отметили Трндез (Тярндарач). Как сообщает газета армян России «Еркрамас», праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа (Тярндарач), называемый в народе Трндезом, начался с праздничной Святой Литургии в церкви Сурб Саркис, которую провели священники Тер Езник и тер Норайр.
По завершении вечернего богослужения и освящения четырех сторон света, был совершен обряд благословения свечи. Согласно древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа. Так случилось и в Адлере – костер был разожжен во дворе церкви.
Празднование Трндеза было организовано Армянской Молодежной Организацией Адлерского района (и.о. председателя – Артур Мурадян) и потому не случайно, что в этот день в церкви Сурб Саркис собралось много молодых юношей и девушек. Пока костер разгорался, молодежь танцевала вокруг него армянские круговые танцы, после чего начался главный ритуал народного праздника – прыжки через костер. Народные гуляния, продолжавшиеся до позднего вечера, завершились постной трапезой в банкетном зале при церкви.
Отметим, что в праздновании помимо молодежи и старшего поколения приняли также участие активисты армянских организаций других районов Краснодарского края и меценаты церкви Сурб Саркис. Значительную помощь в организации Трндеза Армянской Молодежной Организации Адлерского района оказал Владимир Маркарян - Хач-Кавор церкви Сурб Саркис.
.
ИНФОРМАЦИЯ О ПРАЗДНИКЕ: Корни праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа (Тярндарач) восходят к дохристианскому прошлому Армении, где праздник Трндез связывался с поклонением огню и был посвящён богу Михру. Смысл праздника был в том, чтобы усилить тепло солнца, воздействуя на холод с помощью огня и как бы приблизить этим наступление весны.
В христианской литературе его называют «Тярндарач» или «тиарн ынд арач», что означает «Навстречу Господу». Слово «сретение» - древнеславянское, переводится на современный русский язык, как «встреча». Имеется ввиду встреча Иисуса Христа с огнём Господа через 40 дней после его рождения.
Издавна главным атрибутом праздничного действа остаётся костёр, через который, взявшись за руки прыгают влюблённые пары. Считается, что если им удаётся совершить прыжок не расцепляя рук, то их семья будет крепкой, а любовь вечной. Пока молодёжь пытается совершает прыжки, люди постарше посыпают их семенами пшеницы, что также является своеобразным пожеланием благополучия в семейной жизни. Также, согласно армянским верованиям, пламя праздничного костра в этот день придает тем, кого «лизнёт», энергию обновления и благополучие в жизни.
Затем, следом за молодыми парами, через костёр прыгали бездетные женщины, надеясь, что пламя поможет им забеременеть, а потом и все остальные участники праздненства. После чего, все брались за руки и водили своеобразный хоровод вокруг плодоносного огня. Когда костёр угасал, пепел собирали и рассыпали по полям, что согласно армянским поверьям должно принести хороший урожай будущей осенью.
В настоящее время, костры разжигают реже, но те юноши и девушки, кто лишён возможности попрыгать через костёр, вечером гуляют по улицам городов, держа в руках стаканчики с зажжёнными свечами, что является данью древнеармянским обычаям и традициям.
Разжигание костра
Молодежь танцевала под "живую" музыку
В умении прыгать через костер проявили себя и люди старшего поколения
Организаторы праздника и официальные гости