Во всем мире особое отношение к памятникам национального зодчества. Они охраняются государством, на восстановление в прежнем виде выделяются немалые средства из госбюджета. Определенная работа в этом направлении ведется и в Армении. Однако говорить о достижениях и трогательно-бережном подходе к историческим реликвиям рано.
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧЕНИЕМ И СЕЛО БАСЕН ШИРАКСКОЙ ОБЛАСТИ (бывш. с.Мусаелян Ахурянского района): здесь имеются остатки двух древних крепостей, система водохранилища, действовавшая с III века до Р.Х., древнейшие могильники, памятники. Есть в Басене и церкви: одна из них была построена в 1906г. на северо-восточной окраине села, вторая же, датируемая V-VI веками, была расположена в самом селе. Если последняя разрушалась в течение столетий, то первую разрушила эпоха "отлучения" народа от церкви.
Весь сыр-бор в Шираке разгорелся по той причине, что басенцы, несмотря на неоднократные предупреждения начальника Ширакской службы охраны историко-культурных заповедников и исторической среды при Министерстве культуры РА Аветика Мелик-Саргсяна, снесли до основания остатки церкви V в. и приступили к строительству новой церкви на этом же месте.
Между тем, согласно Закону РА "Об охране и использовании исторических и культурных недвижимых памятников и исторической среды", принятому 11 ноября 1998г., требуется, чтобы исторический памятник не разрушался окончательно, а был восстановлен, воссоздан в первоначальном виде. Для этого необходимо получить разрешение научно-методического совета управления охраны историко-культурных заповедников и исторической среды при Министерстве культуры РА и представить управлению проектно-сметную документацию по восстановлению. Всего этого не было сделано, и А.Мелик-Саргсян с жалобой обратился в прокуратуру.
В данном случае дело не только в том, что нарушена буква закона, но в немалой мере и в том, что в Армении не стало еще одного исторического памятника.
СТАРОСТА СЕЛА БАСЕН ПЕТРОСЯН, ВОЗМОЖНО, ОТДЕЛАЛСЯ БЫ ШТРАФОМ и еще одно нарушение закона кануло бы в реку забвения, но в дело неожиданно вмешался глава Ширакской епархии епископ Ачапагян: 21 декабря прошлого года, когда епископ и староста села были приглашены на телевидение "Цайг", он на всю область во всеуслышание заявил: "Министерству культуры и, скажем, управлению по охране исторических памятников Министерства культуры там делать нечего. Когда где-то строится церковь, они тут же объявляются. Кто они такие, чтобы заявлять: "Без нашего разрешения..."? Обратятся в прокуратуру? Пусть обращаются хоть к Папе Римскому, церковь будет строиться - и все?". Окрыленный гневной тирадой епископа Ачапагяна, староста Басена заметил: "Если церковь разрешает, если наш духовный предводитель дает согласие, церковь будем строить".
Данная телебеседа оставила тягостное впечатление: Ачапагян, человек тонкого и аналитического склада ума, в сердцах выразился непочтительно в адрес государственных структур, заявил о своем непослушании закону РА. Если у Армянской Апостольской Церкви есть какие-то претензии к Закону РА "Об охране и использовании исторических и культурных недвижимых памятников и исторической среды", то она всегда может обсудить это с правительством и НС РА и внести свои коррективы. Если же епископ сомневается в дееспособности управления охраны историко-культурных заповедников и исторической среды при Министерстве культуры РА, то и на эти вопросы можно получить ответы.
С другой стороны, можно понять и Ачапагяна, пользующегося в Шираке непререкаемым авторитетом: в истории Ширакской епархии он останется как епископ-строитель церквей, это благодаря его неоднократным посещениям сел и городов области, службам и беседам с их жителями в Шираке началось интенсивное строительство общинных церквей.
Юрий АРУТЮНЯН, "Голос Армении"