Сегодня в ереванской галерее “Академия” открывается выставка работ всемирно известного фотографа Ара Гюлера. Она посвящена 100-летию основания старейшей стамбульской армянской газеты “Жаманак” и проводится под высоким покровительством президента Сержа Саргсяна и при содействии Католикоса Гарегина II.
Ара Гюлера, армянина, стамбульца, родившегося в 1928 г., действительно знает весь фотографический мир. Он светило. Турки считают его отцом национальной художественной фотографии, хотя сам Гюлер не придает особого значения фотографии как художественному занятию и не считает фотографию искусством. Простим Мастеру легкое лукавство. С 1950 года начал карьеру фотожурналиста-репортера. Всего через дюжину лет Гюлер получил титул “Мастер “Лейки” — до него награда досталась только трем десяткам фотографов. В 2000 году Гюлер был назван в Турции фотографом века. Наконец, старый Мастер получил премию Lucie — высокую фотонаграду в мире. Работы “Ока Стамбула” — так прозвали его турки — находятся в крупнейших музеях светописи, а также в Национальной библиотеке Франции, в Музее Джорджа Истмена (США), знаменитой Коллекции Шелдон (США) и многих других. О его творчестве написано несколько докторских диссертаций, сотни статей, изданы роскошные альбомы. Это не только свидетельство прижизненной великой славы, а памятник при жизни. Гюлер работал и жил для людей, которых снимал. “Все в мире делается для людей, — говорит он. — Без любви к человечеству ничто не имеет значения”. Гюлер всю жизнь фотографировал людей, без них для него нет фотографии. Так он сочетает в себе блестящего репортера и художника, ведь каждый его кадр, даже тот, что снят без всякой подготовки, с лету, безукоризнен. Он “неслышный свидетель” — еще одно кредо мастера.
Где только ни побывал Ара Гюлер как фоторепортер журналов Time-Lide, Paris Match, Stern, London Sunday Times, Hayat. Трудно сказать, что самое главное в его творчестве, самое значительное. Многие считают, что прежде всего его черно-белые фотографии родного Стамбула — мало кто так снимал этот город, да еще с “лейкой”. Но разве не являются шедеврами портретного жанра снимки Бертрана Рассела, Уинстона Черчилля, Пикассо, Сальвадора Дали, Параджанова, простых людей.
На выставке в “Академии” представлены снимки, сделанные Ара Гюлером в Армении в 1978 году. Красивые фотографии вдохновенного мастера. Много позже, в начале 2000-х гг., он собирался передать исторической родине свои фотографии, коллекцию старой техники, богатую литературу и др. Увы, попытки хоть как-то организовать процесс и дальнейшую передачу музею оказались безуспешными. Недопоняли, не захотели, поленились. Между тем наш вклад в историю фотографии достаточно весом — назовем только братьев Абдуллах, Юсуфа Карша и Ара Гюлера. Сегодня это не потеряло актуальности: нужен Музей армянской фотографии! Пока еще здравствует великий Мастер, надо безотлагательно попытаться сдвинуть застывший процесс с мертвой точки. Этим должны заняться Министерство диаспоры на пару с Минкультуры.
* * *
Как-то на вопрос, сколько Гюлер снял фотографий, он назвал цифру 800 тысяч. “Для фотографа оставить после себя 100 фотографий — выдающееся достижение. Если меня будут помнить по 20-30 фотографиям, я буду считать это отличным достижением”, — сказал Ара Гюлер, “визуальный историк”, армянин из Стамбула.
Карен Микаэлян, "Новое время"