После возвращения католикоса из Баку начался третий акт пьесы. Пользуясь тем, что Св. Эчмиадзин не озаботился, да и технически не мог озаботиться собранием поминутных вещественных доказательств, опровергающих домыслы «гостеприимных» хозяев, азербайджанские СМИ вдоволь поизмывались над католикосом. Начало положил сам муфтий, доверительно сообщивший в интервью телеканалу ANS, что ночью католикос посетил аллею шахидов (напомним, что первыми здесь были захоронены «герои» январских погромов 1990 года, которые после успешной операции по «зачистке» Баку от армян возомнили себя непобедимыми воинами и немного не рассчитали сил, связавшись с частями регулярной советской армии). «Они (католикос и те, кто с ним приехал. – К.А.) пошли туда ночью, когда никого там не было. Увиденная картина сильно тронула его», - сказал муфтий.
Пресс-канцелярия католикосата отреагировала не сразу, но все-таки собралась с духом и опровергла «новость». Пришлось даже пожаловаться «наверх», организаторам «диалога», которые вежливо попросили муфтия не портить благостную картину слишком откровенной ложью. После этого в Азербайджане информацию тоже опровергли. Однако в связи с визитом прошло множество материалов, и пресс-канцелярии пришлось попотеть, опровергая самые разные «факты». Что католикос отслужил службу в армянской церкви, которая трепетно сохранялась властями страны все это время. Что он сам когда-то служил в этой церкви и провел в Баку «счастливейшие годы жизни».
Давайте опустимся на житейский уровень и представим себе, как бы мы отреагировали на человека, который лично или через своих подчиненных начинает оправдываться, объявляя ложным вымыслом один, другой, третий, пятый факт. Когда опровержения и оправдания следуют «пачками» возникает сомнение – стоит ли во всем доверять оправдывающейся стороне, «дыма без огня не бывает» и т.д.
Хорошо зная азербайджанцев, мы, армяне, склонны доверять опровержениям Св. престола. Но есть еще весь остальной мир, есть сами азербайджанцы, которые по материалам своих СМИ искренне верят, что католикос «раскаялся в своих заблуждениях». И повод для этого дал сам визит.
Процитируем одну из статей: «В Баку Гарегин II преображался на глазах. Если по прибытии в нашу столицу, в аэропорту его лицо выражало определенную настороженность, то в последующие дни оно стало излучать абсолютное удовлетворение, восхищение и отчасти сожаление. Сожаление о том, что большинство его убеждений относительно «заклятого врага» на поверку оказались абсолютно ошибочными.
132-й католикос всех армян воочию убедился в традиционной нашему народу толерантности. Он посетил армянскую церковь, которая, надо заметить, отреставрированная, стоит на прежнем месте в самом центре города, и открыто признался, что ждет не дождется момента, когда сможет совершить там молебен. Он был принят президентом, казалось бы, враждебной страны. И принят, как и все остальные гости нашей столицы. Не хуже.
На встрече с главой нашего государства лицо Гарегина II выражало восхищение и растерянность. В этот самый момент в сознании и чувствах Пастыреначальника и Патриарха наверняка происходило кардинальное переосмысление всего того, что ранее, на протяжении многих лет, не вызывало ни капли сомнения. Гарегин II охотно кивал головой, соглашаясь с многочисленными высказываниями Ильхама Алиева.
Двухдневное пребывание в нашей, столице, бесспорно, стало для него переломным. Без преувеличения - возможно, самым переломным в жизни. Однако главный вопрос сейчас заключается в том, сможет ли Гарегин II повторить путь и поступки пророков, шедших против всех и вся, когда того требовала высшая справедливость? Сможет ли он убедить своих собратьев в том, что лучшей жизнью для них станет налаживание теплых и добрых отношений с соседями, как того, между прочим, требует религия? Не станет ли он, по возвращении в Армению, из чувства страха вновь возвращаться к своим враждебным заявлениям в адрес соседнего Азербайджана?
(…) У Гарегина II сегодня появилась уникальная возможность навсегда войти в историю не только в качестве 132-го католикоса всех армян, но и в качестве духовного лидера, призвавшего свой народ к справедливости, а правительство к покаянию.
И главное для этого уже произошло. В миру Ктрич Григорьевич Нерсесян воочию стал свидетелем той мощи, справедливости и толерантности, которая сегодня является неотъемлемой составляющей Азербайджана».
Если внимательно разобрать всю азербайджанскую и мировую прессу, Св. Эчмиадзину впору издавать толстый том с опровержениями: "лицо католикоса не выражало восхищения; во время встречи с Алиевым католикос кивал головой, но не слишком охотно". Беда только в том, что запоздалые опровержения никого не интересуют. Информационный повод исчез, «мировой саммит» благополучно завершился, в бурлящем потоке мировых новостей на поверхности давно уже другие темы. Наши противники и недруги по всему миру получили то, что хотели, скормили миру свою версию, а опровержения Св. престола предназначены только для внутреннего армянского пользователя, чтобы народ не слишком возмущался.
Впрочем, бурного возмущения не слышно, большинство как обычно поглощено бытом. В прессе можно прочесть дежурные восхваления: «Мужественное решение главы Армянской Церкви лично принять участие во Всемирном саммите религиозных лидеров, проходящем в столице Азербайджана, повысило авторитет Католикоса и было единственно верным». И столь же дежурные обвинения критиков в отсталости мышления, в непонимании того, что на дворе XXI век: «…сермяжный патриотизм некоторых, желающих выделиться, маргиналов, набросившихся на Гарегина Второго, лишь доказывает узость и бесперспективность провинциального мышления, особенно в XXI веке».
У каждого из нас случалась в жизни ситуация, когда приходилось долго и много оправдываться. И если мы будем честными перед самими собой, то припомним в этих случаях немалую долю своей вины. Ошибочным поступком мы сами дали повод к подозрениям. Но Бог не вознес нас на такую высоту, и своими ошибками мы не могли причинить вреда множеству людей, нации, авторитету Церкви. Да, все мы грешны, но грех духовного пастыря нации перед своим народом, перед памятью жертв будет измерен другой мерой. Количество оправданий и опровержений задним числом – хороший показатель того, насколько ошибочными были и само согласие на поездку и все пребывание католикоса в Баку. Причем слово "ошибка" максимально мягкое из всех возможных определений.
Кстати азербайджанцам не пришлось опровергать сообщения о том, что католикос каким-то образом почтил в Баку память десятков тысяч жертв погромов 1905-го, 1918-го или хотя бы 1990-го годов или память тех тысяч и тысяч людей, чьи могилы совсем недавно разворошили бульдозерами, чтобы провести через городское армянское кладбище дорогу. Может, стоило после возвращения сделать вид, что католикос хотя бы ночью, в одиночестве помолился в Баку за упокой душ безвинно убиенных, за умерших своей смертью, чьи могилы были целенаправленно осквернены, если уж «высокая духовность» саммита помешала помолиться прилюдно и при белом свете? Но зачем это Св. Эчмиадзину, зачем это обществу? Пусть азербайджанцы распространяют дезинформацию, а нашему народу нужна полная правда о том, что никому из прибывших в Баку служителей Церкви не пришла в голову необходимость такой молитвы. Просчитали, что в XXI веке Армянство спокойно примет такое к себе отношение и, вероятно, не ошиблись.
И после этого кто-то будет убеждать нас, что сегодня Церковь есть средоточие истинной духовности и далека от политической конъюнктуры?
Вместо послесловия
Во Львове много красивых храмов. На объявлении на дверях среди трех регулярных служб мы обнаружили службу «За Украину». Проводится ли регулярно в наших церквях по всему миру служба с простым и ясным названием: «За Армению»? Именно с таким названием без лишнего многословия.
Любой, кто мало-мальски обучен грамоте знает, что христианство проповедовало прощение человеком человека, прощение ближнего, который лично тебя оскорбил, тебе навредил и так далее. Но христианство никогда не отвергало Ветхий Завет с прославлением беспощадной войны на уничтожение за «землю обетованную», никогда не проповедовало прощения чужому народу или государству за зло, причиненное всему народу, никогда не проповедовало отказ народа от борьбы за землю, некогда дарованную Богом. Церковь всегда и у всех народов благословляла войско, отправляющееся на войну, благословляла тех, кто готов был убивать и отдать собственную жизнь. Она всегда проповедовала особую миссию своего народа, объявляя, что именно он унаследовал ветхозаветный статус избранного. Изображать дело иначе, как будто Церковь занималась в основном молитвами и проповедями общечеловеческого братства и всепрощения можно только в тех случаях, когда имеешь дело с современными малограмотными людьми, которым можно скормить все что угодно. Отшельники, отдельные монахи могли уходить от мира, от политики, но Церковь, как структура была жесткой, готовой пресекать всякие отклонения «вправо и влево», сверхпатриотичной, лояльной своему «природному» государству и только при отсутствии всяких военно-политических структур побежденной нации, пыталась на словах изображать лояльность к победителям, но на деле готовить условия для национального подъема.
Сейчас победитель - армянский народ. И Церковь должна держать себя так, как подобает Церкви победившего народа, а не сгибаться в льстивом (толерантном, политкорректном, высокодуховном) поклоне, вынужденно попирая правду и собственное достоинство, говоря одно и думая другое, как это было в прошлые века, когда народ жил бесправной «райей» под гнетом иноверцев. Впрочем, закрадывается подозрение, что дело обстоит гораздо хуже - расхождения между словами и мыслями на самом деле нет. Непоколебимых критериев правды становится все меньше, все больше преобладает конъюнктурная гибкость – уже не вынужденная, а ставшая плотью и кровью.
В Армянской Апостольской Церкви есть люди, которые составляют ее гордость. Народу нужно позаботиться о том, чтобы они не остались в Церкви маргиналами, потому что Церковь – достояние всего армянского народа.
Карен Агекян, главный редактор журнала «Анив»