Предлагаем вниманию читателей полный перевод статьи «Должны ли мы защищать то, что содеял Комитет «Единение и прогресс»?», опубликованной в популярной турецкой газете «Заман» ("Время"). Автор статьи - полковник, отставной военный судья Емит Кардаш, который 21 апреля 2010 г. вместе в несколькими десятками других турок подписал обращение по поводу трагедии армянского народа, а 24 апреля в составе этой же группы принял участие в акции памяти жертв Геноцида армян, прошедшей на одной из площадей Стамбула.
Термин «геноцид», определенный как «преступление преступлений» в Международном Уголовном Суде (ICC) в отношении Руанды, впервые был предложен Рафаэлем Лемкиным, еврейским юристом из Польши.
Он был известен в особенности своими усилиями по проекту Конвенции ООН по предотвращению и наказанию преступлений геноцида, и в 1948 г. понятие геноцида был признано в международной юриспруденции.
Анализируя дело Талаата Паши, убитого молодым армянином в 1921 г., Лемкин начал анализировать также, что на деле случилось в Османской империи. От своего профессора он узнал, что не существовало никаких международных юридических норм, которые бы дали основание предъявить иск Талаату Паше за его преступления. Лемкин был поражен, когда его профессор провел аналогию дела Талаата Паши с фермером, с которого нельзя спросить об ответственности за убийство цыплят в его хозяйстве.
В 1933 г., в ходе конференции Лиги Наций по международному уголовному праву в Мадриде, Лемкин ввел понятие «преступления против международного права» - предшественника термина «Геноцид». После захвата Польши и разрушений в Европе нацистской Германией, Лемкин был призван в армию, однако после поражения Польши он эмигрировал в США, оставив своих родителей. Позже, работая в группе консультантов во время Нюрнбергского судебного процесса, он узнал, что родители погибли в нацистских концентрационных лагерях смерти.
В своей книге «Осевой порядок в оккупированной Европе», опубликованной в 1944 г., он определил геноцид как «зверства и резня, направленные на уничтожение нации или этнической группы». Образовав новый термин путем соединения греческого «генос», означающего расу или родословную, и латинского «цид», означающего убийство, Лемкин подчеркнул, что геноцид не означает с необходимостью факт прямого и непосредственного уничтожения нации. В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла документ по геноциду и единогласно подтвердила, что геноцид - есть преступление против международного права, он уничтожает право на существование отдельной группы людей и сотрясает коллективное сознание самого человечества. При этом Лемкин предложил ориентировать конвенцию о геноциде в сторону разработки мер по предотвращению и наказанию за преступления геноцида. Это предложение было осуществлено в 1948 г. в рамках Конвенции ООН по предотвращению и наказанию преступления геноцида. 59-летний Лемкин умер в 1959 г. в отеле в Нью-Йорке в бедности. Хотя современники оставили этого борца-идеалиста по защите человечества в одиночестве, тем не менее они написали на его могиле такие слова: «Отец Конвенции по геноциду».
Период 1843-1908
В 1843 г. Бедирхан Бей, командующий курдами, которым было поручено организовать резню мирного населения (преимущественно армян и несториан) в Ашите (Хошуде) провинции Хаккари, убедил мужчин - армян и несториан, ушедших с оружием в горы, вернуться и сдать оружие, а после обманул и убил их, бросив тела в реку Зап. Большинство их жен и детей были превращены в рабов и стали продаваться как товары. Документально известно, что как минимум 10 000 армян и несториан были убиты в той резне. В 1877 году османская и русская армии возобновили бои, и, благодаря этому, Армения вновь стала полем битвы, и вновь в воздухе стоял смертельный призыв турецких вояк «Убей неверных». Черкесы и курды устроили в Баязете жестокую бойню 165-ти христианских семей, включая женщин и детей. В 1892 году султан Абдул Хамид II вызвал к себе в Стамбул вождей курдских племен и выдал им военную форму и оружие, тем самым создав конную бригаду Хамидие с 22,5 тысячей военных. Этим Абдул Хамид II балансировал свою внешнюю политику между Великобританией и Россией и организовал основанную на межрелигиозном (мусульмане против немусульман) противостоянии кровавую травлю одной этническо-религиозной группы (армян) со стороны другой (курдов). Османские власти избрали армян в качестве своего злейшего врага и поэтому хотели истребить их даже в мирное время. Гонения на армян достигло пика в сентябре 1894 г. во время резни в г. Сасуне. Абдул Хамид II объявил обороняющихся армян повстанцами и дал приказ на их безжалостное истребление.
Период 1908-1914 годов
Европа и Америка интенсивно помогала младотуркам, которые хотели легитимизироваться. Когда армия движения угрожала походом против Стамбула, Абдул Хамид II объявил 24 июля 1908 г. конституционную монархию. Без всякой предосторожности простые люди были удивлены и обрадованы. Движимые лозунгами свободы, равенства и братства, армяне также приветствовали с радостью правительство, контролируемое Комитетом «Единение и прогресс» (КЕП).
Британия и Франция скорректировали законы под новый режим и послали в помощь консультантов по финансам и военному флоту. Для облегчения последствий резни 1895-96 годов европейские страны увеличили гуманитарную помощь. Сироты из христианских семей были размещены в центрах милосердия, и новые школы были открыты в восточной Анатолии. Введение второй конституционной монархии воспринималось как гарантия установления равенства среди всех наций и религий. Однако уже 14 апреля 1909 г. началась новая волна резни христиан в Адане. Тесное сотрудничество Комитета КЕП с армянской партией Дашнакцутюн было главной причиной повторного разжигания массовой резни. Впервые в этих убийствах не было дискриминации между армянами и восточными христианами. Так, ортодоксальные сирийцы, сирийцы-католики и халдеи были также убиты. Конечно, армяне выделялись, будучи активно занятыми в торговле, банковском деле, маклерстве, а также в аптечном деле, медицине, сфере консультационных услуг и в других областях, армяне составляли значимую долю всего населения. Как результат, всё это и их немусульманская идентичность делали армян явной мишенью. В качестве коммерческого и сельскохозяйственного фактора армяне также служили препятствием для германификации Анатолии.
После резни в Адане в 1909 г. последовал мирный период вплоть до 1913 г. В эти годы КЕП укрепил свои связи с воинственно ориентированной партией Дашнакцутюн. После ее трансформации в демократическую партию она была представлена тремя депутатами в Ассамблее депутатов (Meclis-i Mebusan), которая обновилась в 1912 г. В этой Ассамблее были представлены также ещё 6 независимых армянских депутатов. В 1876 г. Ассамблея депутатов состояла из 67 мусульман и 48 немусульман. Однако в январе 1913 г. после поражения в Первой Балканской войне КЕП сверг старое правительство и начал внедрять политику гомогенизации населения посредством спланированной этнической чистки, резни и силового выселения.
Талаат Паша подготовил планы гомогенизации населения путем выселения этнических групп из территорий их длительного исторического проживания. По этим планам курды, армяне и арабы должны были быть силовым способом выселены с родных мест, и боснийцы, черкесы и другие мусульманские иммигранты заселены на освобожденные территории. Изгнанным этническим группам было разрешено составлять не более 10 процентов от населения того региона, где бы они были расселены. Кроме того, этим группам была уготована быстрая ассимиляция. Так, в 1914 г. греки были выселены из западного побережья страны.
Помимо регулярной армии Энвер Паша спланировал использовать специальные силы для проведения тайных масштабных операций. Так, он трансформировал и легализовал созданную им перед Балканской войной секретную Особую организацию (Te?kilat-? Mahsusa) в открытый официальный орган. Эта структура имела опытных офицеров разведки, шпионов, диверсантов и профессиональных наемных убийц. Она имела и свою милицию, состоящую в основном из представителей курдских племен. Бывшие криминалы служили волонтерами для этой структуры. Талаат Паша создал основу организации Te?kilat-? Mahsusa из бывших преступных группировок, которых он предумышленно освободил из тюрем. В Анатолии Te?kilat-? Mahsusa функционаровала в составе 3-ей армии.
Силовые выселения в 1915-16 годах
Панисламистская политика, поддерживаемая Германией, включала в себя смертельное решение для немусульман, живших в пределах империи. Условия для кампании по силовому выселению, начатой в 1915 году, отличались от условий предыдущих кампаний. Двухмесячная кампания охватывала не только армян, но также и всех христиан в восточной Анатолии. Эти выселения не могут рассматриваться как переселения, поскольку места, куда выселялись в массовом порядке люди, были не для обитания и только очень малая часть могла выжить в новых местах. Большое число людей было убито непосредственно около мест своего давнего обитания, многие были убиты на долгих изнурительных дорогах, по которым их заставляли идти пешком.
Подавляющее большинство наспех убитых были мужчины. Женщины и дети составили основной контингент групп, сосланных в южные пустыни. Непрерывными были набеги турок на эти группы в пути, сопровождаемые насилием над женщинами и детьми. Власти провинций не предпринимали никаких мер по предоставлению ссыльным элементарной пищи, воды, какого-либо убежища и защиты. Напротив, высокопоставленные чиновники и политики на местах сами организовывали отряды смерти против ссыльных. Эти отряды конфисковывали любое имущество у выселенных людей, отдавая одну часть представителям полиции и нагло присваивая себе остальное из награбленного.
В итоге кампания по силовому выселению превратилась в длительный кошмар и зверства, которые даже стали волновать самих немцев. Эти кампании никогда не были обменом переселенцами. Как отмечал британский социальный историк Давид Гаунт, целью этих кампаний было уничтожение конкретной части населения на конкретной территории. И поскольку это планировалось сделать как можно быстро, то это выливалось во всё более страшные изуверства, насилия и жестокости. С другой стороны, поскольку никакого переселения и не предполагалось, то ни местные власти, ни армию не волновало, куда именно выселенные массы мирного населения стоит расселить и смогут ли вообще физически выжить эти поруганные и обездоленные люди. Высокая степень культуры и цивилизации, достигнутая и продемонстрированная миру поколениями армян, только сделала ещё трагичнее преступления турок против них в глазах остального мира. Талаат Паша ошибался, когда подвел итоги своих кампаний, сказав: «Более не существует армянского вопроса».
Выводы и предложения
Вышеупомянутые факты не могут в полном объеме, размахе и тяжести передать весь тот кошмар, который имел место. Эти преступления и массовые убийства не только были регулярно освещаемы в европейских и американских средствах массовой информации, но также были освидетельствованы в официальных документах Британии и США, а также в самих Германии и Австрии – союзниках Османской империи, были документированы в протоколах Османского трибунала (Divan-? Harbi), в показаниях дипломатов и миссионеров, в отчетах комиссий и в памяти тех, кто чудом пережил этот ад.
Нет и не может быть никакого оправдания за человеческую трагедию такого масштаба, даже факт имевших место преступлений со стороны отдельных армян и факт сотрудничества с зарубежными странами. Одно слово, геноцид – это просто правовой и технический термин, он недостаточен для раскрытия всего того, что было. Никакой технический термин не в состоянии вобрать в себя все ужасы и весь трагизм целого народа, они неописуемы в простых словах. Массовые убийства и звериные насилия такого калибра не могут быть выражены в человеческих понятиях. Квалификация преступлений геноцида, преступления против человечества как обычного преступления унизительна и оскорбительна.
Режим, который держится на сокрытии и отрицании правды, делает страну и общество больными и ведет их к упадку. Политики, ученые, журналисты, историки и чиновники в нынешней Турции должны попытаться принять, что общество способно и обязано посмотреть правде в глаза. Посмотреть правде в глаза означает получение свободы. Мы не имеем права на честь и на достоинство, покуда мы защищаем и покрываем наших предков, которые ответственны за эти страшные трагедии армянского народа. Это негуманно и бесчеловечно защищать и покрывать преступления Абдул Гамида II и лидеров КЕП и всех их приспешников в этом черном деле, специальных групп, банд и наемных убийц. Турция обязана объявить всему миру, что признает названные массовые убийства и насилия и в связи с этим подтверждает приоритет наивысших общечеловеческих ценностей над политикой, приоритет истины, справедливости и гуманизма и безоговорочно осуждает политику и преступления тех, кто выносил и осуществил геноцид в прошлом.
После исполнения всех этих мер должно пригласить всех армян, живущих в диаспоре, стать гражданами Турецкой Республики. Возвращение армян диаспоры в места, где тысячами лет жили их предки прежде, до того, когда их вынудили покинуть, в памятные им места, где они будут иметь свою собственность - уменьшит их трагедию и скорбь, которые сегодня формируют у них злость.
Общая граница с Арменией должна быть открыта безо всяких предусловий. Это то, к чему призывают Совесть, Гуманизм и Благоразумие. Турция станет свободной от страхов, комплексов и беспокойств, принимая и разделяя трагедию армянского народа.
Емит Кардаш
источник - газета Заман