просмотры: 1016
class="alignleft" style="margin: 5px; border: 1px solid black;" src="http://sobesednik.am/images/stories/N136/16%20page%20nkar.jpg" border="0" alt="" width="300" height="188" />
15 марта 1922 года в парижской армянской церкви происходило венчание… Много лет минуло с того дня, когда турецкие погромщики, вырезав семью Андраника Озаняна, сделали его мстителем-фидаином. Он поклялся отомстить не только за каждого члена своей семьи, но и за каждую каплю крови армянских женщин и детей и освободить родную землю. Всю свою жизнь он посвятил освобождению родного народа и страны от турецкого ига - забыв о личном счастье и благополучии, «никогда не ища оценки своих заслуг и желая только одного, чтобы был счастлив его народ, которому служил всю жизнь». Но в последние годы жизни, когда полководец, столкнувшись с противодействием союзников по Антанте и из-за разногласий с руководством Армении, уехал за границу, судьба даровала ему возможность устроить личную жизнь. Познакомившись с Нвард, армянкой из Болгарии, Андраник-паша сделал ей предложение, обрадовав всех тех, кто любил его и преклонялся перед этим великим патриотом. И вот несколько представителей армянской интеллигенции, политических деятелей и священнослужителей присутствуют при бракосочетании Андраника Озаняна и его избранницы Нвард. Крестным отцом новобрачных стал премьер-министр Египта Погос Нубар-паша - то был один из счастливейших дней его жизни, ибо он вновь увидел блеск в глазах человека, который разговаривал с врагом только языком оружия, заставляя молчать сердце…
…На днях нашу редакцию посетил Микаел Тер-Мкртчян и, показав любовно хранимую фотографию бракосочетания Андраника Озаняна и Нвард, с гордостью добавил, что одним из гостей во время этого венчания были его отец, врач Гайк Тер-Мкртчян, и сводный брат Жан. Будучи одним из известных и уважаемых членов армянской общины Франции, он жил во Франции, лечил соотечественников и в глубине души лелеял мечту вновь увидеть родной Ван.
В своей книге «Горящие сады» Гурген Маари упоминает двух братьев и больших патриотов, которые участвовали в основании в Ване газеты «Ван-Тосп», а также открыли знаменитую библиотеку при одной из ванских школ. И хотя Маари не называет их имен, сохранились свидетельства о членах редколлегии газеты - братьях Гайке и Ерванде Тер-Мкртчянах. Тер-Мкртчяны вели свой род от княжеской династии Арцруни, а приставка «тер» досталась им в наследство от прадедов-священнослужителей. Отец Гайка, Карапет, также был лицом духовным. Сыновья не пошли по стопам отца. Гайк окончил местную школу в Ване, но хотя и продолжил учебу в Эчмиадзинской семинарии, вернувшись в Ван, вместе с братом Ервандом и другими единомышленниками основал газету «Ван-Тосп» и в ней же начал работать корректором и переписчиком. Благодаря своей патриотической направленности и богатству содержания газета вскоре стала одной из самых популярных в Васпуракане. Поскольку основатели газеты примыкали к партии Рамкавар, то естественно, что она выражала именно ее интересы. И вот в ночь на Масленицу братья Тер-Мкртчяны, возвращавшиеся домой из редакции, подверглись нападению 12-и политических противников, еще с полудня выжидавших в засаде. К счастью, ночная тьма, покровом которой решили воспользоваться враги, помогла братьям спастись.
Уцелели братья от турецкого ятагана и в страшном 1915 году. Злая судьба разлучила их. Гайк нашел приют во Франции. Чтобы освоиться с непривычными условиями и выучить язык, нужно было время. Не имея никаких источников дохода, Гайк начал петь в хоре армянской церкви на улице Жан Гужон. Но уже очень скоро, овладев французским, он поступает на отделение гинекологии медицинского факультета Сорбонны. После его окончания он устраивается в ординатуру, а заодно параллельно оканчивает факультет естественных наук. Ведь не будучи гражданином Франции, он не имел права работать врачом,- а так он хоть имел возможность устроиться на работу и зарабатывать на жизнь. Вскоре Гайка Тер-Мкртчяна приглашают в Сорбонну вести практический курс. И только женившись на француженке и получив французское гражданство, Гайк начинает работать врачом. К этому времени он налаживает тесные контакты с представителями армянской интеллигенции во Франции - общается с Аветиком Исаакяном, Аршаком Чобаняном, Газаросом Агаяном и другими, поддерживает их в издательских и публицистических начинаниях.
В то же время он обзаводится собственным врачебным кабинетом в Париже и продолжает заниматься врачебной практикой. Позднее он поселяется в городе Сен Сорлен, куда переносит и свой кабинет. Желая быть по возможности полезным своим соотечественникам, Гайк Тер-Мкртчян специально выбрал район, где проживало много армян. В то же время он оказывает медицинские услуги жителям окрестных деревень и небольших городов. Однако идиллическая счастливая жизнь его длилась недолго. Супруга Гайка погибла в автокатастрофе, оставив сиротами четырех детей. Пройдут годы, и он встретит свою вторую любовь?- такую же чудом спасшуюся от геноцида армянку, нашедшую приют в Египте и работавшую учительницей в одной из армянских школ. Она познакомилась с Гайком, когда приехала навестить своего живущего во Франции брата Мисака Манушяна, впоследствии бойца Сопротивления и национального героя Франции. Какое-то время спустя, когда у них уже росли дети Микаел и Агавни, вся семья репатриировала в Советскую Армению - в тайной надежде, что в один прекрасный день они вернутся и в родной Ван.
В Армении Гайка Тер-Мкртчяна приняли радушно, пригласили работать заместителем главного врача в больницу профессора Арешяна. И все же сбылось предупреждение Ерванда, брата Гайка, который не советовал уезжать в «Советы». В больнице умерла одна из беременных пациенток, погиб и ее еще неродившийся ребенок. Вся вина за это лежала на профессоре, поскольку его заместитель, будучи гинекологом, настаивал на кесаревом сечении. Профессор проигнорировал его рекомендации, и тогда Гайк Тер-Мкртчян, не желая потакать начальству и бездушному отношению к больным, написал жалобу на профессора Арешяна. Однако жалоба эта возымела совершенно обратное действие. Гайка уволили с работы и назначили фельдшером в медпункт Часового завода в Арабкире. Такого унижения сердце врача не выдержало. В 1955 году один из последних свидетелей бракосочетания Андраника ушел из жизни…
Смерть супруга не привела его жену в отчаяние. Она не поддалась уговорам детей уехать из Армении, более того - уговаривала их не покидать землю предков, которая одна только и дает человеку силу. Но после смерти матери, в 90-е годы, когда многие из бывших репатриантов стали покидать Армению, Тер-Мкртчяны также предпочли вернуться во Францию и радеть о благосостоянии Армении издали… Г-н Микаел с супругой часто навещает Армению - здесь они черпают свою жизненную силу, а во Франции по мере сил и возможностей поддерживают все патриотические акции. Вот и сейчас он по инициативе известного благотворителя Левона Айрапетяна активно участвует в создании во Франции международной всеармянской организации «Союз армянских резервистов и ветеранов».
Тагуи АСЛАНЯН, "Собеседник Армении"