Уроженцу Тифлиса, ереванцу с 40-летним стажем, подвижнику отечественного телевидения Эдуарду ЕДИКИСЕЛОВУ исполнилось 80 лет. Юбилей с большой торжественностью был отпразднован в Доме кино.
Недавно, в очередной раз побывав под его гостеприимным кровом, я решил быть немного «понастырней» и потянуть за кончик нити его воспоминаний. Человек вообще-то сдержанный, он не особенно любит рассказывать о себе. Тем не менее интервью, думаю, получилось.
— Судя по вашей творческой биографии и делам, вы самый что ни на есть армянин, однако фамилия ваша не совсем армянская…
— Да нет, я чистокровный армянин и происхожу из знатного рода. Отец мой родился в Новом Нахичеване (Ростов-на-Дону.— Ред.) и в приходской книге зарегистрирован как Хачерес Едикиселян. Когда в 1914-м году его призвали в русскую армию, он сменил имя и фамилию, став Христофором Едикиселовым. Он был подполковником Царской армии, участвовал в Первой мировой войне, а уже в советские времена работал в Тифлисе управляющим «Торгсином» (от разговорного сокращения названия Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами.— Ред.), а затем администратором цирка. А моя мать, Астхик Мхитарян, родилась в Сарикамыше и до геноцида 1915 года жила в Карсе. Чудом спасшись от резни, она добралась до Нового Нахичевана, где и встретилась с моим отцом и вышла за него замуж. В 1919 году они обосновались в Тифлисе, где родилась моя сестра Белла, а потом и я. Сестра училась в Центральной музыкальной школе при Московской госконсерватории, а в 1971-1995 годах, являясь первоклассной пианисткой, преподавала в Ереванской консерватории. Хочу отметить, что моя мать была одной из солисток армянского церковного хора в Ростове, исполняла также армянские народные песни, русские и армянские романсы, ей даже посчастливилось петь с самим Федором Шаляпиным...
— Любовь к музыке вы унаследовали от матери?
— Родители уже с детства готовили меня к музыкальной карьере. Параллельно с тбилисской школой ¹ 14 я ходил на отделение скрипки музыкального училища и некоторое время играл в Тбилисском театре музкомедии. Но потом вдруг решил поехать в Москву: поступил там на факультет счетных машин Финансового института, одновременно стал работать в Институте цветной металлургии. Заочно окончил также Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. И это было не случайно: я давно уже чувствовал, что моя стихия — музыка и кино.
— В 1957-м вы оказались на Крайнем Севере — в городе Норильске далекого Красноярского края. Это тоже не было случайностью?
— Меня просто командировали, а отказаться я не мог. Там я работал главным инженером вычислительного центра Горно-металлургического завода. Вместе с группой друзей создали любительский телецентр. И 31-го января 1960 года дали в эфир первую передачу самого «северного» в мире телевидения. Нас было пятеро — мы были и редакторами, и режиссерами, и операторами. А в 1965-м я перебрался в Волгоград — работал там на телевидении. И уже в конце 70-х по приглашению тогдашнего руководителя Гостелерадио Армении Степана Погосяна приехал в Ереван и стал исполнять обязанности режиссера музыкальных передач.
— Эти передачи, как и ваши музыкальные фильмы, многие помнят до сих пор. А какие свои работы вы сами считаете наиболее значимыми?
— Я снял телефильмы-оперы «Ануш» и «Давид-Бек» Армена Тиграняна, «Карине» Тиграна Чухаджяна, а также фильмы по балетам «Обезумевшие толпы» Владилена Бальяна и «Юношеская симфония» Бизе. Очень дороги для меня также документальные фильмы «Александр Арутюнян», «Алексей Экимян», «Пять встреч с Гегамом Григоряном»…
— Не скажете, с какого времени началось ваше сотрудничество с Гегамом Григоряном и когда оно переросло в желание снять фильм об этом выдающемся теноре?
— Точной даты не помню, но Гегама я начал снимать еще на заре его творческой карьеры — когда он был еще стажером театра «Ла Скала», ну и после того как он обрел мировую известность. Наша совместная работа продолжается и сегодня, и, надеюсь, продолжится и завтра.
— Число снятых вами музыкальных, документальных и короткометражных художественных фильмов достигает двух десятков. А помните ли вы свою первую работу?
— Свой первый документальный фильм — о Крайнем Севере — я снял для норильского телевидения. За этим последовали другие фильмы — «Белое безмолвие», «Северный полюс-12», «Суббота — через пять лет». А из своих короткометражных фильмов особо хотел бы упомянуть «Скрипку Страдивари», «Песни любви», «Стеклянную дверь», «Балладу», «Поет София Ротару», «Три монолога» — этот последний посвящен известному композитору Авету Тертеряну.
— После катастрофического землетрясения 1988 года вы сняли документальный фильм «Хроника милосердия»…
— Фильм я посвятил жертвам землетрясения. В те дни в Ленинакане выступали знаменитый скрипач Владимир Спиваков, актриса Алла Демидова, оперные звезды Елена Образцова и Зураб Соткилава, многие другие известные певцы и артисты. Во время концерта я повесил на сцене транспарант — «Доброта спасет мир». Он стал и девизом моего фильма.
— Какие из своих последних инициатив вы хотели бы отметить особо?
— Несколько лет назад я осуществил на телеканале «Кентрон» проект под названием «Армяне: культурный вестник». К сожалению, из-за отсутствия спонсоров он прожил недолго. Моя мечта — создать телеэнциклопедию «Армяне» и представить миру наших видных деятелей.
— Несколько лет назад вы основали в Ереване клуб «Тбилисцы». Существует ли он и сегодня?
— Это было 12 лет назад. Сегодня в Ереване и других городах республики живут сотни бывших тбилисцев. Можно сказать, что благодаря этому клубу мы создали в Ереване истинно тифлисскую атмосферу. При клубе действует ансамбль «Девчата», театральный кружок «Наири», на русском языке выходит ежемесячник «Тбилисцы». При нашем клубе действует также фонд «Милосердие».
— Не расскажете о вашем последнем фильме, посвященном Тбилисскому армянскому театру?
— Я снял этот фильм летом прошлого года, причем работа получилась очень поспешной. Я назвал фильм «Армянский театр Тбилиси: вчера, сегодня и… всегда». В этом фильме я рассказал не только о вчерашнем и сегодняшнем дне армянского театра со 155-летней историей, но и представил старый Тифлис, армянских меценатов, поведал о возведенных ими домах и зданиях, многие из которых сегодня находятся в бедственном положении. Я ощущал свой долг перед городом, где я родился, и армянским театром Тбилиси. Думаю, свой долг я выплатил.
— Вы можете назвать себя счастливым человеком?
— Безусловно! Я счастлив, что в 1989-м мне удалось побывать в Карсе, откуда родом мои предки. Мне даже в голову не приходило, что я найду там магазин деда моей матери. До геноцида он торговал немецкими швейными машинками «Зингер». Его вывеска сохранилась до сих пор! Счастлив, что любил и люблю свою работу — она дала мне возможность познакомиться и дружить со многими замечательными людьми — Уильямом Сарояном, Арамом Хачатуряном, Дмитрием Шостаковичем, Василием Шукшиным, Микаелом Таривердиевым, Оскаром Фельцманом, Александром Арутюняном, Эдвардом Мирзояном, Яном Френкелем, Владимиром Высоцким…
— Вот уже двадцать лет вы живете один: ваша вторая жена Людмила, редактор издательства Ереванского политехнического института, скончалась в 1993-м году. Часто ли вы испытываете чувство одиночества?
— Для этого просто нет времени. Очень люблю, когда ко мне в гости приходят друзья, знакомые. А готовлю я сам — могу приготовить самые вкусные блюда армянской кухни!
Размик МУРАДЯН, "Собеседник Армении"