"… Акции осуществляются с применением грубой силы и оружия, приводя к убийствам, увечьям и утрате личного имущества". "В период заключения они (армянские пленные – М.Г.) ежедневно подвергались избиениям, о чем свидетельствуют следы на их телах, и жестокому обращению, унижавшему их человеческое и национальное достоинство". Эти две цитаты - из доклада Международной делегации Сахаровского конгресса, посетившей в мае 1991 года приграничные села Армении и Азербайджана, в которых осуществлялась операция "Кольцо". Третья цитата – из доклада Омбудсмена РА: "Вооруженные нападения азербайджанцев сопровождались бесчеловечным и жестоким обращением, обезглавливанием и пытками как военнопленных, так и гражданских лиц".
ОТЧЕТ ДЕЛЕГАЦИИ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ из разных стран мира и один из множества докладов Армана Татояна разделяют ровно 30 лет, но суть неизменна: геноцидальная политика и армянофобия Азербайджана одинаково проявлялась и тогда, на заре конфликта, и на протяжении всех этих десятилетий, и сегодня. Операция "Кольцо", в ходе которой было депортировано более 100 тысяч человек из порядка 30 армянских сел Арцаха, носила военно-террористический характер: это была война, объявленная советским Кремлем и Азербайджаном мирному армянскому населению, призванная очистить область от армян. Она началась 30 апреля в Геташене и Мартунашене и продолжалась почти 4 месяца – до провала ГКЧП 19 августа, фактически ознаменовав собой переход Карабахского конфликта в военную фазу.
Операция, как засвидетельствовали международные наблюдатели, сопровождалась многочисленными и грубыми нарушениями прав человека, жестоким и бесчеловечным отношением, убийствами, пытками, похищениями и грабежами тысяч людей.
То, что произошло осенью прошлого года в Арцахе, тоже было военно-террористической операцией, сопровождавшейся многочисленными преступлениями Азербайджана в отношении народа Арцаха. В том числе – жестоким и бесчеловечным отношением к мирным жителям и военнослужащим, убийствами, пытками, лишением людей жилья и имущества, этническими чистками. Политика турок не меняется: все, что арцахцы видели 30 лет назад, повторилось осенью и продолжается до сих пор. Это политика геноцида и армянофобии, нацеленная на окончательно изгнание армян со своей Родины и расширение турецкой экспансии уже на территорию Республики Армения.
В 1991 ГОДУ ОПЕРАЦИЮ УДАЛОСЬ ОСТАНОВИТЬ, а последовавшая война привела к освобождению Арцаха. Однако часть армянских территорий так и осталась под оккупацией, в том числе – Геташен и Мартунашен, часть Шаумяновского и Мартакертского районов. Вместе с тем почти забыт тот факт, что операция шла и в отношении приграничных районов Армении, главным образом в Тавушском и Сюникском районах. Жители советской Армении подвергались нападениям, обстрелам и бомбардировкам, их похищали, убивали, терроризировали, вынуждая покинуть свои дома и уехать в глубь республики… Трагедия, произошедшая 8 мая у села Воскепар Ноемберянского района, когда был в упор расстрелян автобус, перевозивший армянских милиционеров, убиты 11 (еще трое скончались позже от ран) и взяты в плен 10 человек – самое известное из событий операции "Кольцо", происходивших в приграничье Армении.
… В ноябре 2020 года, когда население Карвачара покидало свои дома в результате подписанного Пашиняном позорного соглашения, многие вспоминали именно "Кольцо". Проводили параллели с тем, как в 1991 году азербайджанцы давали жителям армянских сел несколько часов или дней на эвакуацию, а в 2020 году точно так же и карвачарцы вынуждены были в спешке, в панике, покидать свои дома и ехать фактически в никуда. Кадры того, как люди пытались спасти хотя бы часть нажитого за всю жизнь имущества, скот, как выкапывали останки своих родных из могил, чтобы не дать их осквернить зверю, метались в поисках грузового транспорта, сжигали родные дома, чтобы не достались врагу, проклиная при этом Никола, – все это еще слишком свежо в памяти. И все это случилось еще и потому, что капитулянт даже не подумал обговорить в соглашении сроки и предоставить людям достаточно времени на эвакуацию - слишком спешил ублажить турок и выполнить то, ради чего его посадили в кресло премьера. Уже не говоря о том, что власти практически оставили людей один на один со страшным бедствием…
ТОГДА ИСХОД ИЗ КАРВАЧАРА назвали операцией "Кольцо" Никола Пашиняна – и это самая чудовищная оценка, которая может быть дана руководителю Армении. Потому что сама по себе операция 30-летней давности стала символом государственного терроризма, беспредела, беззакония, жестокости, массового насилия и убийств, совершенных против гражданского населения армянских сел. Государство-преступник Азербайджан вместе с Турцией и тогда, и сейчас остаются верными своей политике геноцида и этнических чисток. Но 3 десятилетия спустя к колоссальной трагедии армянского народа напрямую приложило руку руководство самой Армении - об этом свидетельствуют многочисленные факты, а более всего – то обстоятельство, что власти не только не намерены расследовать произошедшее за 44 дня войны, но и делают все для того, чтобы скрыть истину и заставить нас забыть незабываемое.
Исход из Карвачара, навсегда оставшийся в памяти фотографиями и видео сжигаемых домов и караванами обездоленных предательством беженцев, стал уже историей, хотя судьба многих из этих людей по-прежнему неопределенна. Однако история эта отнюдь не закончена: то, что после войны практически ежедневно происходит в Сюнике, та политика, которую ведут фактические власти РА, те документы и устные договоренности, которые они заключили с властями Азербайджана и которые скрывают от армянского народа, делает угрозу повторения операции по изгнанию армян уже с территории Армении абсолютно реальной.
События повторяются один в один, почерк один и тот же: постоянные обстрелы – по сути вооруженный террор, угон скота, "каменная война" (закидывания камнями транспорта), регулярные нападения и насилие в отношении жителей – вспомним недавнее нападение на пастуха, попытки похищения, стремление перенести свои позиции вперед, на территорию РА – все это сегодняшние будни жителей приграничных сел Сюника. В Тавуше тоже неспокойно и есть все основания полагать, что и здесь существует реальная угроза турецкой экспансии. Вспомним недавнюю историю с десятком азербайджанских военнослужащих, спокойно проникших в нейтральную зону, дабы "отнести воду" своим сородичам на постах.
Собственно, процесс давно носит публичный характер: Алиев не только не скрывает, но регулярно нагло озвучивает претензии на территорию Армении – как минимум Зангезур. В ответ из Ереван слышится только один громкий голос: Защитника прав человека. Все, что пытаются изобразить (или делают вид, что пытаются) представители правительства Пашиняна, больше напоминает нечленораздельное мычание непонятного содержания. Зато это правительство куда более успешно и агрессивно борется с собственными гражданами в том же Сюнике...
НЕТ НИКАКИХ СОМНЕНИЙ В ТОМ, что жителям приграничных армянских сел власти уготовили участь карвачарцев, кашатахцев, гадрутцев, и готовы сдать Сюник вместе с его населением, превратив армянский Зангезур в проходной двор для турок. И совершенно не случайно, что ни одна госструктура РА, в том числе МИД и парламент, не вспомнили о 30-летии начала зловещей операции "Кольцо". С заявлением выступил только МИД Арцаха, да еще пользователи соцсетей оставили записи, фото, видео тех дней. Вспомнили героически погибших 30 апреля Татула Крпеяна, Симона Ачикгезяна и других… Вспомнили Игоря Мурадяна, который 7 мая последним из защитников села покинул Геташен…
В пашиняновской Армении не принято вспоминать о преступлениях, совершенных Азербайджаном, уже не говоря об их осуждении и правовой оценке. В пашиняновской Армении не осуждают, а повторяют преступления, содеянные турками против армянского народа. Исход из Карвачара и то, что происходит сегодня в Сюнике, – убедительные тому подтверждения. Одни из многих.
Марина Григорян, "Голос Армении"