Власти Азербайджана отвлекают внимание международной общественности от репрессий против светской оппозиции, выпячивая протесты верующих-мусульман и прикрываясь «иранской угрозой», однако на США это уже не действует. Об этом говорится в статье аналитической службы азербайджанского информагентства «Туран» под заглавием «Битая “Нардаранская карта”».
В статье сказано, что арест исламского теолога Талеха Багирзаде в Азербайджане волне можно было бы воспринять как первоапрельскую шутку, не только из-за того, что эта новость была обнародована 1 апреля, но и потому, что исламисты никак не были причастны к последним акциям протеста светской молодежи в Баку.
«Первоначальное недоумение арестом Багирзаде искушенных местных наблюдателей и иностранных дипломатов, думается, что быстро рассеялось после ожидаемой реакции жителей вечно бунтующего Нардарана, которые выйдя на митинг на площади села без каких-либо препятствий полиции в очередной раз не в тему скандировали “Смерть Америке!”, “Смерть Израилю!”, “Аллаху Акбар!”. Власти, в который уже раз смогли продемонстрировать Западу наличие исламской угрозы с иранским оттенком для алиевского режима, которого определенные деятели в Европе и США пытаются представить единственным верным защитником светских устоев в Азербайджане и даже непреодолимым препятствием на пути проникновения ислама в европейские просторы», - сказано в статье.
Автор отмечает, что нардаранцы используются в качестве исламской ширмы обычно в те самые часы и дни, когда власти Азербайджана прессингуют светскую оппозицию. Такое происходит обычно во время роста внутриполитической борьбы в период выборов, или акций протеста с социально-политическим оттенком. Обычно власти Азербайджана используют тему исламской угрозы в периоды повышенного внимания Запада к судьбе демократии в республике.
В публикации перечислены несколько подобных фактов: «Например, так было накануне августовского референдума 2002 года, открывавшему путь Ильхаму Алиеву к власти в период парламентских выборов 2005 и 2010 года, и наконец, сейчас в год нынешних президентских выборов, окрашенных первыми проевропейскими молодежными протестами».
В статье сказано, что тема иранской угрозы, с которой власти Азербайджана всегда навязчиво связывают бакинское селение Нардаран, как оплот фанатичного шиизма, вновь была озвучена в марте в Вашингтоне эмиссарами официального Баку Асимом Моллазде и Самедом Сеидовым. Оба деятеля театрально призвали американскую элиту спасать от ирано-российской экспансии «прозападного президента» Алиева. Озвучить этот призыв азербайджанским эмиссарам не помешали даже аресты прозападной молодежи в Баку и спонтанно спланированные пиар атаки Баку на оплот американской демократии за рубежом - Национальный Институт Демократии.
«Но в этой разыгранной спецслужбами и аналитиками президентской администрации в очередной раз «Нардаранской карте» есть свои серьезные бреши, которые не позволяют добиться хоть какого-то смягчения западного давления на режим в обмен на его беспощадную борьбу с так называемым религиозным фанатизмом иранского толка», - говорится в публикации.
Автор отмечает, что кураторы этого вопроса не учитывают ряд нюансов. Так, западные аналитики уже давно просчитали, что нардаранцы являются не религиозной, а сильной патриархальной общиной, где авторитет старейшин стоит выше авторитета мулл. А религиозная сторона жизни патриархальной общины усилилась в период советской власти, как идейная основа борьбы в защиту национальных традиций, которые подвергались насильственной коррозии со стороны коммунистов.
Кроме того, поведение властей Азербайджана, как правопреемников советских традиций, из года в год приводящих к усилению синдрома «нардаранизации» всего Азербайджана. В статье сказано, что общество Азербайджана пытается защитить от властей общечеловеческие ценности, прописанные в исламе и христианстве, от порочного государственного управления, основанного на лжи и насилии.
В статье отмечается, что США, где крепки религиозные традиции, сегодня невозможно напугать исламской угрозой, тем более азербайджанского толка, потому что доктрина сосуществования и соучастия светского и религиозного в системе построения демократического государства повсеместно распространяется в мусульманском мире, который после распада СССР и установления однополярности, адекватно реагирует на мировые вызовы. США, на которые рассчитана акция «борьбы с исламской угрозой» никак не смягчили своей позиции по вопросу о проведении честных и справедливых президентских выборов в Азербайджане в октябре 2013г. Более того США демонстрируют алиевскому режиму свою принципиальную позицию, в частности по вопросу о статусе ОБСЕ в Азербайджане, говорится в материале.
«Еще в марте 2011 года аналитики Туран отмечали, что «в ходе “арабских революций” Мир неожиданно обнаружил, что на США не действуют страшилки об исламской угрозе. Более того, оказалось, что США не видят в таких исламских организациях как “Братья-мусульмане” угрозу. Напротив, они рассматривают их как одного из гарантов стабильности в переходный период в силу их организованности и наличию опоры в обществе. Впрочем, этого следовало ожидать, Вашингтон меняет вектор своей ближневосточной политики. Не случайно в ходе своего визита в Турцию в апреле 2009 года Обама призвал перезагрузить отношения с мусульманами», - сказано в статье.
Как пишет «Туран», изменению позиции США, помимо всего прочего, также способствовало и сильнейшее недовольство в странах мусульманского мира, вызванное резким социальным расслоением общества. Также важным является то обстоятельство, что взрыв этого недовольства совпал по времени с мировым финансовым кризисом. Возникла угроза выхода из-под контроля Вашингтона процессов, идущих в арабских странах. Поэтому США решили не препятствовать революционным процессам, а попытались их «направить», - пишет «Туран».
Panorama.am