В декабре 2009 г. группой ученых Московского Государственного Университета, в соответствии с распоряжением Президента РФ, был проведен анализ учебников по истории стран постсоветского пространства. Были изучены 187 школьных учебных пособий. По результатам анализа авторы доклада с сожалением констатировали, что за исключением Белоруссии и Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о «заклятом враге».
Фальсификации в этих учебниках, усилиями местных историков доходят до поистине анекдотических размеров. Например, в едином государственном учебнике по истории Азербайджана предками азербайджанцев объявляются… шумеры и делается это только для того, чтобы обосновать миф о том, что азербайджанцы не являются пришлым кочевым народом, а современная Армения возникла на территории «древнего Азербайджана». А вот как в этом учебнике описываются первые исторические знакомства азербайджанцев с русскими: «Во время похода 914 года славянские дружины месяцами беспрерывно грабили и разоряли населенные пункты на азербайджанских берегах Каспийского моря. Они учинили расправу над мирными жителями, угнали в плен женщин и детей». Читателям при этом невдомек, что ни Азербайджана, ни азербайджанцев в те времена попросту не существовало.
Над подобными фактами, казалось бы, остается лишь посмеяться, благо все это происходит за пределами России и нас с вами не касается. Но, как оказалось, фальсификации истории, подготовленные в соседних республиках, воспринимаются всерьез и некоторыми россиянами. Так, сложно описать те чувства, которые охватили нас после прочтения материала «Улица Степана Шаумяна» в газете «Туапсинские вести» (№ 144-148, 9 августа 2014 года). Удивление, возмущение и негодование смешалось воедино, когда в материале за авторством Валерии Владимировой мы увидели, по сути, пересказ выдумок азербайджанских историков, для которых всё, что имеет армянские признаки является негативным. В данном случае речь о выдающемся советском революционере и соратнике Владимира Ленина – лидере бакинских комиссаров Степане Шаумяне.
Так, с легкой руки азербайджанских мифотворцев, В.Владимирова обвинила чрезвычайного комиссара по делам Кавказа Степана Шаумяна, ни много ни мало, в «геноциде» азербайджанцев: «… В марте 1918 г. политика Шаумяна привела к резне мирного народа в Баку. Этот «кровавый» эпизод биографии известного революционера азербайджанцы не могут простить ему до сих пор и называют геноцидом их народа… Всего за три дня в Баку было убито, по разным данным, от 12 000 до 17 000 человек. Шаумян установил советскую власть в Баку, какой ценой?». Именно так трактуют события 1918 г. азербайджанские историки, обвиняющие в «резне» Шаумяна, а также жителей армянских и русских сел Азербайджана. Цель проведения «геноцида» определяется ими также бесхитростно и прямо - «нанесение смертельного удара по идее независимости Азербайджана», чтобы «под видом «братской помощи», безвозмездно передавать советской России национальные богатства Азербайджана».
Позиция лжеисториков из Азербайджана не удивляет, но удивляет то, что журналист российского издания «Туапсинские вести» слепо следует этой версии, не удосужившись обратиться к мнению российских историков и архивным документам. А ведь события 1918 г. в Баку изучены вдоль и поперек и никакой тайны за семью печатями не представляют, в связи с чем российские историки неоднократно комментировали и опровергали азербайджанскую версию истории.
Предоставим слово историку А. Б. Кадишеву: «30 марта Исполкому Бакинского Совета стало известно, что группа офицеров во главе отряда солдат «Дикой дивизии» готовится выйти на пароходе «Эвелина» в Ленкоран, чтобы оказать помощь местной контрреволюции. Исполком направил в порт советский отряд, но его встретили там огнем. В результате принятых советскими властями мер, офицеры и солдаты «Дикой дивизии» были разоружены. Мусульманский национальный совет, используя этот инцидент, стал провоцировать выступления мусульман и организовал ряд вооруженных нападений на советские войска. В Сураханах мусаватисты разоружили отряд Красной гвардии. В связи с началом мусаватского контрреволюционного восстания в ночь на 1 апреля был создан Комитет революционной обороны г. Баку… В завязавшихся уличных боях с обеих сторон участвовало свыше 20 000 человек….».
В результате боевых действий, силы Мусульманского национального совета оказались разгромлены и капитулировали, признав власть Баксовета. В сообщении Совнаркому РСФСР С. Г. Шаумяна от 13 апреля 1918 г., о событиях, развернувшихся в Баку было сказано: «В течение трех дней – 30, 31 марта и 1 апреля – в городе Баку шел ожесточенный бой… Разгром противника был полнейший. Мы продиктовали ему условия, которые беспрекословно были подписаны. Убитых более трех тысяч с обеих сторон… Если бы они взяли верх в Баку, город был бы объявлен столицей Азербайджана, все немусульманские элементы были бы обезоружены и вырезаны. Мусульманские контрреволюционные элементы оказались бы хозяевами положения во всем Закавказье. Если иметь в виду их политические цели – отделение Закавказья от России и подчинение турецкому протекторату – ясно, что их победа в Баку привела бы к потере Закавказья для России…».
А вот как происходившее излагал в своих воспоминаниях генерал-майор армии Российской империи Гавриил Корганов (даты в цитате приводятся по старому стилю): «Небольшая группа кавалеристов Кавказской дивизии, сформированной из местного населения, возвратившаяся на Кавказ с западного фронта, прибыла в Баку под командой поручика Асадуллаева, чтобы похоронить с почестями своего добровольца, сына миллионера Тагиева. После завершения этой церемонии они сели на судно, чтобы отправиться в Ленкорань Каспийским морем, но были атакованы большевиками, которые хотели их обезоружить. Руководители бакинских большевиков, Шаумян (назначенный Лениным комиссаром Закавказья) и Джапаридзе, обратились к Армянскому Национальному совету, прося его содействия, но этот последний отказался участвовать в акции, которая могла иметь пагубные последствия для мирного населения. Итак, кавалеристы были обезоружены силами одних большевиков. Утром 18 марта мусаватисты (партия мусульман-федералистов) вручили большевикам ультиматум, истекавший к 6 часам вечера, требуя возвращения оружия кавалеристам, представляющим местных жителей Кавказа, угрожая в случае отказа прибегнуть к силе. Будучи информированным об этом событии и отдавая себе полный отчет, что столкновение между мусульманами и большевиками не минует армян, Армянский Национальный Совет решил преградить доступ мусаватистов в армянский квартал, если их угрозы будут продолжаться. Около 6 часов 30 минут вечера 18 марта толпа вооруженных мусульман бросилась, стреляя из ружей, на армянский квартал города. Атака была отбита, но беспорядочные столкновения продолжались всю ночь с 18 на 19, весь день 19 и частично 20 и 21 марта. Во время столкновений на улицах, когда национальная ненависть достигла своей высшей точки, пострадало также и мирное городское население. Тем временем были приняты меры, чтобы защитить и его, и около 14 000 мусульман нашли убежище в театре братьев Маиловых (Маилянов) и других общественных зданиях в армянском квартале».
Таким образом, как мы видим, роль Шаумяна сводилась лишь к наведению порядка, защите немусульманского населения, которому постоянно угрожала опасность уничтожения и усилению позиций России в этом регионе. Что же касается «геноцида азербайджанцев», то опять же на основании российских источников видно, что мусульманам или кавказским татарам, как тогда называли нынешних азербайджанцев (понятие азербайджанец в качестве нации введено лишь после советизации Азербайджана, в 1930-х годах ХХ в.), ничего не угрожало, тем более что около 14 000 мусульман нашли убежище в театре, принадлежавшем армянам и других общественных зданиях армянского квартала».
Надеемся, что впредь в редакции «Туапсинских вестей» будут более внимательны к поиску источников для своих публикаций и, просматривая азербайджанские печатные и сетевые издания, вспомнят слова Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России генерала Антона Деникина, который в своих «Очерках русской смуты» писал: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, ненастоящим, начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарскую Бакинскую и Елисаветпольскую (Гянджа) губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма на Кавказе».
В материале В.Владимировой есть и другие моменты из биографии Шаумяна, которые, в связи с поверхностной авторской подачей, неискушенным в истории читателем могут быть восприняты неоднозначно. Например, информация о том, как закончилась жизнь Степана Шаумяна и других бакинских комиссаров. Но это уже другая большая тема, которую в небольшом газетном материале не раскрыть.
Армянская Церковь в селе Шаумян
В заключение также хотим поделиться впечатлением, которое у нас сложилось после прочтения статьи «Улица Степана Шаумяна». Рассказав сфальсифицированную версию биографии революционера, автор материала плавно перешла от улицы, названной именем Шаумяна к селу Шаумян, отметив, что основано оно было в 1864 г. как военный пост и носило название – село Елизаветпольское, а переименовано в Шаумян лишь в 1936 г. Автор материала, как бы подводит читателя к мысли о том, что нынешнее название села – не самый удачный выбор и приводит в пример Краснодар, где улица Шаумяна несколько лет назад была переименована. Считаем необходимым дополнить информацию о селе, данную В.Владимировой. Военный пост, давший начало поселку, был основан не на пустом месте, а на месте выселенного адыгского аула. Далее, в 1864 г. вокруг поста образовалась станица Елисаветпольская Кубанского казачьего войска, которая в 1869 г. преобразуется в селение Елисаветпольское. Здесь нужно отметить, что со второй половины XIX в., спасаясь от произвола турецких властей и геноцида, армяне из Османской империи мигрировали на территорию Северо-Западного Кавказа, вошедшего в состав Российской империи. Армяне нередко селились в покинутых адыгских селениях, т. к. после окончания войны между Российской и Османской империями был произведен своеобразный обмен – в Турцию переселились адыги, а в Закубанье и Черноморье – армяне и греки. Так, предки большинства армян Туапсинского р-на, в том числе и села Шаумян, были выходцами из северо-восточной части Турции, где располагаются армянские области Амшен, Трапезунд, Орду и Джаник. И не случайно, что с 10 марта 1925 г. село Елисаветпольское, становится административным центром Армянского национального района, включавшего в себя части современных Апшеронского и Туапсинского районов. 96% населения Армянского района составляли армяне, и поэтому вполне понятно, почему село в 1936 г. переименовывается в с. Шаумян, получив имя революционера армянской национальности. И если сегодня, кому-то кажется, что пришло время переименований, пусть он еще раз вспомнит историю многонационального Туапсинского района, а заодно поинтересуется у адыгов, как называлось то селение, которое когда-то были вынуждены покинуть их предки.
P.S.: Данная статья готовилась для публикации в газете «Туапсинские вести», после того, как ее главный редактор Андрей Смеюха, сам предложил написать ответ. Однако, получив ответ и пообещав опубликовать статью, он лишь тянул время и в конце концов отказался ее публиковать, сославшись на устный запрет, полученный «сверху».
ИЦ «Еркрамас»