Увидела свет 11-я книга арменоведа, историка и переводчика, кандидата филологических наук Арцви Бахчиняна. В очередной раз выбрав объемлющее направление арменоведения, автор впервые и практически единолично подготовил энциклопедический труд о вкладе армян в мировое танцевальное искусство.
12 лет назад в издательстве «Айастан» вышел капитальный труд, первый в своем роде – «Армяне в мировом кино». А буквально месяц назад Бахчинян обрадовал армянского читателя своей новой работой – «Армяне в мировом танцевальном искусстве». Внушают как объем (376 стр.), так и качество изложенного материала и подробных биографий: от выдающегося американского артиста балета Леона Даниеляна, педагога Мориса Бежара Рузан Саркисян, основателя узбекского балета, народной артистки СССР Тамары Ханум до солистки балетной труппы Большого театра Юлианы Малхасянц, выступающего рядом с Мадонной Миграна Киракосяна, звезды танца живота Сафиназ и др.
В книге много любопытных открытий: согласно Бахчиняну, скорее всего первыми балеринами армянского происхождения были выпускницы Санкт-Петербургской Императорской танцевальной школы 1783 г. Дарья Айвазова и Настасья Айвадова, а первый балетмейстер армянских корней - Доменико Серпос из Италии (начало 19 в.). В 1921 г. в Константинополе Евгения Аристакян представила первую армянскую балетную постановку – «Трдат и Рипсиме». В книге представлены более 740 деятелей армянского происхождения, с 19 века и по нынешнее время, и, в частности, новые источники о возможных армянских корнях Агриппины Вагановой, об армянских предках Тамары Тумановой и Тамары Чинаровой. Биографии деятелей танцевального искусства в книге представлены в хронологическом порядке - по странам и танцевальным жанрам (балет, эстрадный танец, восточный танец). С большим интересом читаются биографии таких выдающихся личностей как танцовщица Армен (да, именно так) Оганян, знаменитый мистик, «учитель танцев» Георгий Гурджиев, солист Большого театра Евгений Качаров и отец азербайджанского балета, основатель Бакинской танцевальной студии Сергей Кеворков.
Особое место в истории латвийского балета занимает потомок армянского дворянского рода Елена Тангиева-Бирзниеце - прима-балерина Латвийской Национальной оперы, Народная артистка Латвийской ССР. В Петроградском хореографическом училище она училась у самой Агриппины Вагановой. В 1928 г. Тангиева открыла в Риге собственную балетную школу, была главным балетмейстером Театра оперы и балета Латвийской ССР. А один из отцов классического танцевального искусства в Казахстане - Александр Александров (Мартиросьянц), балетмейстер Казахского музыкального театра, основатель Казахского хореографического училища. Деятели армянского происхождения также стали пионерами хореографического искусства в Украине, Таджикистане, Узбекистане.
Много интересного узнаем и про вклад армян в танцевальное искусство США: так, Уильям Сароян в 1940 г. написал балетное либретто, Рубен Тер-Арутюнян оформил многие балетные постановки Джорджа Баланчина, а Адриана Отеро (Паносян) выделялась исполнением испанских танцев и фламенко, получив восторженные отзывы мировой прессы и критиков.
Не меньше впечатляет и вклад современных армян в танцевальное искусство разных стран: их фамилии можно увидеть на афишах ведущих сцен России, Украины, Израиля, Египта, Словакии, Германии, Франции, Швеции, Италии, Австралии, Аргентины, США и Канады. «Сегодня на афише каждого крупного балетного театра Германии есть армянская фамилия», - в 2005 г. написала газета «Русская Швейцария». Танцоры из Армении сейчас работают также в таких странах, как Китай (Вануш Бабаян), Япония (Азат Гарибян) и Сингапур (Асья Маркарян).
Автор особо выделяет творчество европейской армянской балетной группы «Мощные чувства», костяк которой составляют ереванские парни – блестящие танцоры Арсен Меграбян, Тигран Микаелян, Ваге Мартиросян, Арман Григорян и Артур Бабаджанян. А знаменитая звезда ереванского балета Рудольф Харатян был одним из авторитетнейших балетных учителей в столице США.
Материал для книги Бахчинян собирал долгие годы - в архивах и библиотеках разных стран, также вел корреспонденцию со многими «героями» своей книги. Эта книга будет служить как неоценимым источником для специалистов, так и идеальной первоосновой для всех желающих изучить вклад наших соотечественников в чудесный, завораживающий мир танцевального искусства.
Ашот Григорян