Не успела общественность отметить одну знаменательную дату - 95-летие со дня рождения гениального композитора Арно Бабаджаняна, как подоспела другая круглая дата. Полвека и еще пять лет исполнилось выдающемуся скульптору, сыну армянского народа и народному художнику Калмыкии Александру Хачатуряну.
Сын армянского народа - художник всего мира
Мы не оговорились, назвав Александра Хачатуряна народным художником не Армении, а Калмыкии. Его творчество больше известно за пределами исторической родины. Так сложилась судьба: родился в Батуми, учился в русском городе Пензе и украинском Харькове, ставшими всемирно известными свои творения возводил в Элисте. Его жизнь и творчество словно стали воплощением слов президента Сержа Саркисяна, сказанных им на международной конференции, посвященной 70-летию ЮНЕСКО, о том, что ничто так не консолидирует народы, как культура.
На самом деле, если первые шаги по жизненной тропе художник сделал по узким и знойным улочкам Батуми, то первые шаги в искусстве - в заснеженной Пензе: здесь он учился в 1978-1984 гг. в Художественном училище им. К.А.Савицкого - альма матер таких мэтров творческой мысли как В.Е.Татлин, А.В.Лентулов и мн. др.
Потом были годы обучения (1986-1991) в Харьковском художественно-промышленном институте.
В 1991 г. Александр вернулся в Пензу и вот уже четверть века преподает здесь искусство ваяния в Училище им. К.А.Савицкого. Именно в пензенской творческой лаборатории родилась большая часть творческих задумок гения, которые украсили площади и улицы самых разных городов мира - вплоть до Рио-де-Жанейро!
В 1996 г. принят в Союз художников России. В 1998 г. стал народным художником Калмыкии.
“Как бык шестикрылый и грозный…”
Мы не случайно вынесли первую строчку известного стихотворения Осипа Мандельштама, посвященного Армении, в подзаголовок этой заметки. Потому что лучшие произведения Александра Хачатуряна стали буквальным воплощением в камне и бронзе этих поразительных стихов. Просто удивительно, как человек, которого жизнь носила по бескрайним просторам бывшего СССР, смог сохранить в себе это ощущение горного величия, это чувство, переданное буквально литыми строками: "
Ты розу Гафиза колышешь
Плечьми осьмигранными дышишь
Мужицких бычачьих церквей…"
Одно из самых известных пензенских произведений Александра Хачатуряна - бронзовая композиция "Покаяние". По идее, изображение представляет собой лестницу, по которой поднимаются кающиеся к храму. Но стоит взглянуть на это творение, и сразу угадывается горная тропа и путники, с усилием идущие вверх, к вершине; и вся композиция предстает для зрителя уже не чем-то, обращенным в прошлое, к горечи и сожалению, а дорогой в будущее. И массивность форм композиции не утяжеляет ее, а придает незыблемую основательность, уверенность в том, что путь будет преодолен.
Напротив, композиция "Отчаяние" полна динамизма. Это - картина мятущихся людей; но земля под ними парадоксальным образом подобна наковальне, прочной и устойчивой, как родные для художника горы. И так и хочется сказать, что даже отчаяние и смятение способны на этой наковальне выковать надежду и счастье, как это не раз бывало в тысячелетней истории армянского народа!
Комбинация с комбинатором
Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов - большой любитель шахмат. В 90-е годы был избран президентом ФИДЕ. Естественным продолжением президентского увлечения игрой Каиссы стала идея превращения Элисты в мировую шахматную столицу.
А какая столица без памятников и монументов? И только к лучшему, если хорошая идея дополняется толикой юмора: чтобы не обидеть никого из ныне здравствующих гроссмейстеров и не задеть память покойных, в Элисте решили воздвигнуть памятник человеку, который "...твёрдо знал, что первый ход e2 - e4 не грозит ему никакими осложнениями" - великому комбинатору Остапу Бендеру.
Заказ на изготовление памятника получил Александр Хачатурян. Сейчас этот монумент - одна из главных достопримечательностей устроенного Илюмджиновым в Элисте Чесс-сити. Неподражаемый герой Ильфа и Петрова в капитанской фуражке, с небрежно намотанным вокруг шеи шарфом и франтоватых туфлях на босу ногу стоит в окружении 12-ти стульев. В память о проделке "турецкоподданого" в Васюках скульптор вложил в его руку шахматного коня, а под мышку сунул шахматную доску.
Скульптура получилась настолько удачной, что ее дубликат, изготовленный Александром Хачатуряном уже в Пензе, отправился в Рио-де-Жанейро: город, жители которого, как известно, "поголовно ходят в белых штанах" и где частенько проводят турниры Латиноамериканского покерного тура - игры, гораздо более близкой духу великого комбинатора, чем васюковские шахматные матчи.
Так судьба связала скульптора-армянина с тремя такими далекими городами: Элистой, Пензой и Рио.
Юбилей
55-летие Александра Хачатуряна праздновали в Пензе. С круглой датой 20 марта Александра поздравили представители армянской общины, коллеги по творческому цеху, студенты училища, в котором он преподает.
Нам остается только присоединиться к поздравлениям и пожелать Александру долгих лет жизни и новых творческих успехов!