Неотъемлемой частью мужского костюма в странах Восточной Европы в 18-19 веках считались слуцкие пояса. Доподлинно известно, что “отцом” их считается умелец-армянин из Константинополя Ованес Маджарянц.
В основном их носила высшая знать, обвязывая поверх своего кунтуша. Они изготавливались вручную из тонких, золотых, серебряных и шелковых нитей, которые и считались дорогим украшением. Изначально родиной кунтушевых поясов была Персия и Османская империя. Они изготовлялись в местных мануфактурах, назывались «персидскими» либо «восточными» и благодаря непревзойденному мастерству художника-текстильщика Ованеса Маджарянца прославились на весь мир.
В 1750 году князь Речи Посполитой и гетман Великого княжества Литовского Михаил Казимир Радзивилл (по прозвищу «Рыбонька») открыл фабрику в Несвиже - хотел производить у себя такие же пояса, как на Востоке. Для этого он пригласил несколько мастеров, в том числе и Ованеса. Михаил Радзивилл хотел сделать образцовую мануфактуру, чтобы его изделия не только конкурировали с персидскими, турецкими и китайскими поясами, но и превзошли заморскую продукцию. И он этого добился.
В 1758 году, заключив договор с гетманом Радзивиллом, Ованес приступил к изготовлению знаменитых кунтушевых поясов. Они ткались вручную из тонкого шёлка с отделкой из золотых и серебряных нитей длиной 2-4 м и шириной от 30-50 см. Что касается орнамента, то в основном в них использовался мотив западноевропейского стиля, а также элементы белорусского фольклора-незабудки, ромашки, васильки, листья клена, дуба и др. В 1760 году, когда на свет появились первые кунтушевые пояса, Михаил Радзивилл перенёс производство из города Несвиж в Слуцк, славившийся работами местных мастеров. К тому времени на фабрике работали лишь 46 человек: Ованес, 39 подмастерьев и 6 девушек-вышивальниц. Несколько лет спустя число мастеров утроилось. В 1763 году изготовленные в Слуцке кунтушевые пояса стали называться «по месту прописки» - за год их производили более 7-8 тыс. штук. Что касается стоимости, то она варьировалась от 20 до 50 золотых дукатов, в то время эта сумма была равна годовому жалованью офицера. После успешного производства князь объединил несвижскую и слуцкую фабрики в одну большую мануфактуру. Помимо изготовления поясов, Ованес на протяжении семи лет дополнительно обучал местных мастеров и ткачей секретам техники производства различных материй. Что касается его славы, то в истории Речи Посполитой Ованеса запомнили под именем Яна Маджарского. Дело в том, что иностранным мастерам приходилось часто менять свои имена и даже религию, чтобы служить в том или ином княжестве. Так Ованес Маджарянц стал Яном Маджарским. Достаточно вспомнить историю великого архитектора и иконописца Аствацатура Салтаняна, служившего при дворе российских правителей под именем Богдана Салтанова... Из личной жизни Ованеса известно немного: он руководил слуцкой мануфактурой с 1760-1776 годы, а в 1778 году руководство перешло к его сыну Левону - Лео Маджарский. Что касается других потомков Маджарянца, то его правнучка Елизавета была матерью известного польского композитора и дирижера Станислава Монюшко. Отметим, что слуцкая мануфактура просуществовала вплоть до 1848 года. После раздела польского государства и закрытия мануфактуры слуцкие пояса потеряли свою популярность и использовались как элемент в украшении костёлов. В настоящее время в Белоруссии хранятся единичные экземпляры и фрагменты слуцких поясов, а большая часть произведений национального декоративно-прикладного искусства находится в музейных и частных коллекциях мира.
"Новое время"