Часть I
Армяне в Иерусалиме появились с давних времен, однако первые упоминания о строительной деятельности на Святой Земле относятся к первой пол. I в., т.е. ко времени принятия христианства в одном из армянских царств – Осроене или Эдесском царстве, существовавшем на территории западной, приевфратской области Месопотамии. Евсевий Кесарийский, автор IV в. заявил, что обнаружил в архивах Эдессы сирийский документ, свидетельствующий о переписке Абгара V с Иисусом Христом. Согласно праотцу армянской историографии Мовсесу Хоренаци, Абгар был сыном Аршама и внуком Арташеса, брата Тиграна II Великого.
Мы не будем останавливаться ни на весьма интересной апокрифической переписке с Иисусом, ни на Спасе Нерукотворном и даже не на том как один из 70 апостолов, Фаддей прибыл в Эдессу доставив Абгару исцеление и распространил там христианство. Мы остановимся на том, что супруга царя Абгара царица hЕгине уверовав и оставив роскошь двора, в начале мая 42 г. отправилась в Иерусалим. Здесь она принялась за строительство целого ряда сооружений.
- Во-первых, она построила часовню огородив место Гроба Господня.
- Во-вторых, она построила часовню на Елеонской горе на месте Вознесения Господня, на месте Отпечатка Ступни Господа.
- В-третьих, огородила место рождения Господа в Вифлееме, ныне известное как Ясли Иисуса в пещере Рождества.
- В-четвертых, на месте дома бывшего первосвященика Анны тестя Каифы, к которому привели на допрос после ареста в Гефсиманском саду Спасителя, а после отвели к Каиафе – основала обитель название которой – монастырь Свв. Архангелов Михаила и Гавриила, которое происходит от следующего. Во время допроса «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке…» и в этот момент небесные серафимы Михаил и Гавриил крыльями прикрыли лики.
- В-пятых, на месте, где мечом царя Ирода Агриппы I в 44 г. был казнен Яков сын Заведея и Саломеи, брат Иоанна Богослова, один из галилейских рыбаков, которого Иисус лично призвал на проповедь Евангелия – построила арку. В дальнейшем здесь же, была воздвиг¬нута церковь ставшая кафедральной для армянского монастыря Святых Яковов.
В 49 г., по прошествии семи лет проведенных в поисках следов Иисуса в Святых местах – царица hЕгине скончалась и была похоронена в Иерусалиме перед воротами, но которыми, увы, нам не известно.
С принятием христианства в самом большом из армянских царств – Великой Армении, первоначальный ручеек паломников превращается в поток. Этому способствовало прибытие в Иерусалим святителя Армении Св. Григория. Вот как описывает события тех лет Татеваци в своей «Книге Вопрошений». “Св. Григорий решает на коленях идти в Иерусалим, но Ангел не пускает его, говоря: Хватит твоих мучений”. Придя в Иерусалим он приносит с собою мощи Св. Иоанна Крестителя. Считая себя недостойным, он сразу не входит в Гроб, а спускается в пещеры, где долгое время, предается молитве и посту. Ныне это армянская церковь Св. Григора Лусаворича в нижней пещере в Храме Гроба Господня. По прошествии семи лет Св. Григорий в Великую Субботу входит в Гроб Господень, где просит у Господа, чтобы сошел Свет во знамение Его Воскресения... Это знамение имеет место и по сей день.
В середине VI в. в Иерусалиме сформировалось самостоятельное Иерусалимское Армянское патриаршество с центром в монастыре Свв. Яковов. Произошло это после окончательного принятия халкидонского вероучения патриархией Иерусалима. «Из зависти патриархи иерусалимские препятствовали армянам оказывать помощь [своим] монастырям. Ибо там находится более ста монастырей и заботясь о них, армянские князья уплатили царю Юстиниану семь кентинариев, т. е. семьдесят тысяч золотых даhеканов, и освободили все монастыри от насилия патриархов, но впоследствии из-за нерадивости наших [священников] все они были отчуждены». Эти строчки взяты нами из 52 главы второй книги Истории страны Алауанк Мовсеса Каланкатваци, который в свою очередь ссылался на “инвентаризационный” список составленный по требованию князя hАмазаспа Камсаракана неким вардапетом Анастасом.
Итак, становится очевидно, что в эпохи правления Иерусалимом Римской, а затем и Византийской империей, армяне в Святой Земле построили весьма значительное количество монастырей, церквей, престолов и часовен. И все это начиная с первых дней возникновения христианства. Но как видно из приведенного выше текста и повествования последующего далее, это давалось отнюдь не легко.
В 602 г. в Византийской империи вспыхнуло восстание и император Маврикий (539-602), был казнен новопровозглашенным Фокой (547-610). За смерть Маврикия шахиншах Сасанидской империи Хосров II Парвиз (570-628) объявил Фоке войну, которая продлилась 26 лет. В ходе войны самый удачливый полководец Хосрова Шахрвараз в 614 г. после 20-дневной осады взял Иерусалим.
Обычно при описании указанного события, а именно взятия персами Иерусалима пишется: «По разным источникам, в городе было убито до девяноста тысяч человек, а оставшихся в живых персы вывели как рабов в Иран, а сам же город был предан огню». Из сказанного можно предположить, что это персы уничтожили такое количество населения и вероятно иудейского. Однако благодаря перу монаха Антиоха Стратига именуемого также Антиохом Палестинским, до нас дошло в виде краткой книжки «Пленение Иерусалима» подробное описание событий свидетелем которых он был. И вот что выясняется. После взятия города всем оставшимся в живых персы даровали жизнь.
«И когда скрывавшиеся вышли, князь [Шахрвараз – Г.П.] пригласил их и начал cпрашивать весь народ, какое зодчество они знают. Когда каждый назвал свое ремесло, он велел отобрать в сторону искусных в зодчестве, чтобы вести их в плен в Персию, остаток же народа задержал и заключил в водоем Мамилы, который находится вне города, на расстоянии приблизительно двух стадий от башни Давида. И он велел стражникам сторожить заключенных в водоеме».
«Тогда недобрые иудеи, враги истины и ненавистники Христа, очень обрадовались, увидев, что христиане отданы в руки врагов, так как они ненавидели христиан и задумали злую мысль соответственно с их злобою, так как значение их у персов было велико за их предательство. В то время подступили иудеи к краю цистерны, звали сынов божьих, заключенных, и говорили им; “если хотите спастись от смерти, сделайтесь иудеями, отрекитесь от Христа, поднимитесь из вашего места и приходите к нам! Мы выкупим вас нашими деньгами, и хорошо будет вам от нас". … И когда мерзкие иудеи увидели стойкость христиан и непоколебимую их веру, то они возбудились большим гневом, как злые звери, и потом задумали другую мысль. Как раньше они купили Христа от Иуды за серебро, так покупали они христиан из цистерны, давали серебро персам, приобретали христианина и резали, точно овцу [курсив мой – Г.П.]».
И в завершении. «Когда народ был уведен в плен, иудеи остались в Иерусалиме и начали собственноручно разрушать святые церкви, оставшиеся неразрушенными, и сжигать их». Кроме очевидных сведений в последнем предложении, оборот “иудеи остались в Иерусалиме”, наталкивает на предположение, что иудеи пришли вместе с персами и не ушли, а остались. Иначе зачем было нужно делать на этом ударение.
Вскоре в войне чаша весов склонилась на сторону Византии и в 625 г. контроль над Иерусалимом был восстановлен. К давлению на армянскую общину со стороны иудеев, добавились преследования со стороны греческой церкви. В те годы духовным предводителем армян Иерусалима был Абраам. По всей видимости армянская патриархия Иерусалима именно ему обязана своим дальнейшим существованием. Чувствуя постоянное давление на армянскую общину со стороны иудеев, к которому добавились преследования со стороны греческой церкви, а также видя возвышение пророка Мухаммеда (571-632) и предвидя будущее, в 626 г. Абраам едет в Медину к Мухаммеду. Результатом нелегкой поездки становится фирман гласящий о неприкосновенности армянской церкви в Иерусалиме (см. Илл. № 1). Как показала история, Абраам был прав. В 636 г. Иерусалим был завоеван вторым из первых четырёх праведных халифов – Омаром (585-644), который основываясь на предыдущем фирмане выдал Армянскому патриархату со всеми его владениями аналогичный фирман на неприкосновенность (см. Илл. № 2). В 638 г. Абраам был избран армянским патриархом Иерусалима. Еще при жизни, а умер он в 669 г., Абраам успел получить еще один фирман аналогичный предыдущим (см. Илл. № 3), но уже от четвертого из первых четырёх праведных халифов и первого из двенадцати почитаемых шиитами имамов – Али ибн Абу Талиба (559-661).
Продолжение следует.
.
Гагик Гайкович Погосян (Хахбакян), Зам. директора Общественного института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона
.
Подписи к иллюстрациям (сверху вниз):
Илл. № 1. Фирман выданный пророком Мухаммедом. 626 г. Сокровищница Армянской Патриархии Иерусалима.
Илл. № 2. Фирман выданный халифом Омаром. 637 г. Сокровищница Армянской Патриархии Иерусалима.
Илл. № 3. Фирман выданный халифом Али ибн Абу Талибом. Кон. 650-х гг. Сокровищница Армянской Патриархии Иерусалима.
Иллюстрации взяты из книги: Armenian art treasures of Jerusalem / edited by Bezalel Narkiss in collaboration with Michael E. Stone; historical survey by Avedis K. Sanjian; managing editor, Alexander Peli; [photography, David Harris]. – New Rochelle, N.Y.: Caratzas Bros. 1979.