Актау посетил настоятель армянской апостольской церкви им.святого Карапета, благословленный два года назад католикосом всех армян Св. Эчмиадзина (Армения) на руководство духовной епархии армян, проживающих в Казахстане, Тер Маркос Саргсян. Председатель армянского этнокультурного центра «Ехпайрутюн», Манвел Жораевич Хачатрян, возглавил все мероприятия, связанные с визитом священника в Мангистау.
В первый день пребывания гость из Алматы отправился в Форт-Шевченко, город, в котором в 1846 году было основано Новопетровское укрепление, служившее в течение века форпостом России на Каспии. Участники экспедиции проехали по территории районного центра, где некогда располагался поселок Слободский, или армянская слобода. В середине 19 века там проживали армянские купцы и ремесленники, поставлявшие продовольственные припасы, фураж для гарнизона форта. Причем обосновались основательно. В Мангистауском областном архиве сохранился рапорт (июнь 1878 г.) о решении общества армянской слободы «построить школу за счет суммы армянского общества». «Закаспийский край, - писал начальник Закаспийской области, А. Куропаткин, в Военное министерство, - оказался в 10 лет времени в значительной мере армянским углом. Если в 1890 году в Закаспийском крае проживало 2 893 армянина, то в 1894 году армян было 3 438 при общем количестве населения в 387 тыс. человек».
Серьезно потрясли мирную жизнь поселка Слободский кровавые события крестьянского восстания 1870 года. Основная часть селения и торговых прилавков были сожжены.
После прихода советской власти утратило военно-стратегическое значение Новопетровское укрепление. Растворилась в водовороте времен и торговая слободка армян. В память о ней сохранилась лишь крохотная апостольская часовенка. Она была построена астраханскими армянскими купцами в 1893 году в честь 20-летия победы над хивинцами.
Небольшая часовенка - историческая реликвия города Форт-Шевченко. Входную арку часовни венчает затейливый растительный орнамент. Со всех сторон часовни установлены мощные резные колонны. Над куполом возвышается крест. В 2006 году часовня была отреставрирована и побелена. Армянскую церковь не обходят вниманием туристы. Приезжали сюда и представители армянской диаспоры. Однако впервые был организован выезд армянской диаспоры с участием священника. Отец Тер Маркос отслужил службу на святом месте. Присутствующие высказали слова благодарности и признательности в адрес руководства Тупкараганского района и местных жителей, в основном мусульман, которые заботятся о святыне.
По дороге на христианское кладбище Тер Маркос рассказал о том, что не много на территории Казахстана и Средней Азии имеется армянских церквей. Одна из самых древних, церковь святого Матфея армянских братьев, отмечена на каталонской карте, датированной 1375 годом (Южный Иссык-Куль). Еще одна церковь построена в Туркмении. Ныне не действует. Зато вот уже столетие успешно работает армянская церковь в Самарканде.
Что же касается святынь Тупкарагана, Тер Маркос показал исследовательский материал, собранный доктором исторических наук, вице-послом Армении в Казахстан, Эдуардом Хуршудяном. В документах рассказывается о том, что в 19 веке апостольские церкви Средней Азии находились в ведении Астраханской епархии. И в 1852 году в деревянной церкви Петра и Павла, расположенной в Новопетровском укреплении, служил священник Астраханской армяно-григорианской церкви Миней Мхитаров «...для исполнения христианских треб к жившим в укреплении армянам. Это был замечательно умный и образованный человек, не католик, а григорианец и говорил по-русски в совершенстве».
И вот мы на христианском кладбище г.Ф-Шевченко, которое стало последним пристанищем для людей самых разных вероисповеданий. Православные христиане, католики, представители иудейской веры погребены в тупкараганской земле. Представителям армянской диаспоры в восточной части кладбища удалось обнаружить более десятка могил бывших жителей поселка Слободский. Среди армянских захоронений высятся на кладбище два надгробия с железными крестами и «солнечным» ареалом. Как пояснил отец Тер Маркос, этот вид захоронений, как и несколько вертикальных стел, отличных по форме от других архитектурных сооружений кладбища, характерны для апостольских христиан. Участники экспедиции обнаружили несколько топонокаров, так сказать, «лежачих могил». На некоторых из них выгравированы имена и фамилии погребенных на армянском языке, на других - на русском языке. В основном все они датированы концом 19- начала 20 века. Святой отец отслужил на кладбище поминальную службу. Затем представители армянской диаспоры отправились в Музей-комплекс им.Т.Шевченко. Остановились у постамента свободы, сооруженного в честь 20-летия победы над хивинцами. Среди участников похода 1873 года были и представители армянского этноса: капитан князь Меликов, начальник кавалерии полковник Тер-Аставацатуров.
На следующий день представители армянской диаспоры смогли получить благословение отца армянской апостольской церкви.
Вечером же для гостя из Алматы молодежным крылом армянской диаспоры под руководством сестер Мурадовых был организован творческий вечер. В третий день пребывания святой отец встречался с активистами армянского этнокультурного центра «Ехпайрутюн», а также с организаторами воскресной школы.
Еженедельник г. Актау "Лада"