В первой половине июля в Ереване прошли семинары летней школы «Спюрк». Проводимая ежегодно министерством Диаспоры Республики Армения летняя школа дает армянским педагогам из разных стран возможность поделиться опытом, приобрести новые знания. В нынешнем году в проекте участвовала основатель и руководитель танцевального ансамбля «Ахтамар» из г. Новороссийск Виктория Гюрджиян.
- Вика, прежде всего, расскажите, как вы попали в проект «Спюрк»?
- Благодаря обществу «Луйс». Именно туда поступило приглашение на летнюю школу «Спюрк». Они работают по нескольким направлениям, в том числе ускоренные курсы армянского языка, переподготовка учителей истории и т.д. И есть у них курс «Мастерство национальной песни и танца». Мне предложили это направление. От руководства «Луйса» было направлено ходатайство в Армению и, таким образом, я оказалась в числе участников. Еще хочу поблагодарить члена совета Юрия Анатольевича Авакьянца за помощь в оплате транспортных расходов. Остальные расходы взяло на себя министерство Диаспоры Армении, под патронатом которого и организована летняя школа.
- Какие страны на этот раз прислали своих представителей?
- Были гости из Австралии, Сирии, Грузии, Эстонии. Но основная масса – из России. Коллектив у нас был – за единственным исключением – женский.
- Все хореографы-самоучки?
- Практически все. Так же, как и я. У двух-трех человек было общее хореографическое образование, но армянские танцы все мы постигали самостоятельно.
- Где проходили занятия?
- Все проходило на базе Ереванского госуниверситета. Помимо педагогов наших, которые с нами были постоянно, к нам приезжали композиторы, музыканты, режиссеры. Представляете сами – сколько впечатлений… А если еще учесть, что это первый мой приезд в Армению… Кроме того, приехали мы в Ереван 3 июля, в праздник Вардавар, когда весь город ликовал…
- Как проходили ваши занятия?
- Мы работали по двум основным направлениям – народный танец и этнографический танец. Педагог по народному танцу – Самвел Айвазян – потомственный профессиональный хореограф, руководитель центра народного танца, где работает вся его семья. Он показывал (вот он, кстати, в основном показывал) классические народные танцы. Их можно увидеть в концертных программах, они очень популярные. «Узундара», «Шалахо», «Зангезур», «Зурни трнги» и другие. Многие из них успешно исполняются в нашем коллективе.
Педагог по этнографическим танцам, Гагик Гиносян, по образованию кибернетик. Родом он из Грузии, из Ахалцихе. Его дед был великолепным танцором. Привил внуку любовь к народному танцу. Гагик объездил всю Армению, собирая танцы, которые до того еще ни разу не исполнялись профессиональными артистами. Порой ему приходилось расспрашивать людей настолько старых, что они показывали танцы сидя. Он настоящий исследователь народного танца. В его занятиях показа и рассказа было поровну. Рассказы его были очень образными. Говоря о «Кочари», он обратил наше внимание, насколько этот танец символизирует единство народа. Между плечами танцующих, сказал он, луч солнца не должен проникать. По-моему, лучше не скажешь.
- Что вам удалось показать?
- У нас ведь были экзамены. Чтобы получить сертификат, нужно было выполнить два практических задания: народный танец и этнографический танец. Их тех, которым нас научили. В перечне народных танцев был «Вардавар», который я поставила в нашем коллективе. И здесь я собрала группу и подготовила этот танец. В итоге получила оценку и за исполнение, и за постановку. Приятно, что педагог не высказал к моей работе ни одного замечания. На экзамене по этнографическим танцам я уже была исключительно в роли исполнителя. Группой из шести человек мы подготовили попурри из старинных армянских танцев.
- Происходил ли обмен опытом среди участников? Многие ли руководят большими коллективами?
- Опытом обменивались. Это всегда полезно. А коллективы в основном у всех небольшие. До двадцати участников. Как и у нас в «Ахтамаре». Исключение – Австралия. Там они собрали 120 человек.
- А проблемы одинаковые?
- Абсолютно. Во-первых, нехватка мальчиков катастрофическая. Это у всех. Во-вторых, поиски спонсоров. И третья проблема – это повальное увлечение армянской молодежи лезгинкой. В студиях, в кружках, где обучают кавказским танцам, от армянских ребят отбоя нет. Я думала, что в Армении, по крайней мере, ситуация иная. Однако, убедилась, что и там лезгинка в тренде.
Наш педагог по этнографическому танцу, Гагик Гиносян, рассказал по этому поводу характерную историю. Его пригласили в Сирию, провести мастер-класс по армянскому танцу. И даже там просили лезгинку. И были искренне удивлены и даже разочарованы, когда он ответил, что лезгинку не танцует. Он не имеет ничего против лезгинки, но у армян достаточно своих танцев, не менее выразительных. Танцев с большой историей и глубоким смыслом.
- Вам наверняка подготовили интересную культурную программу?
- Мы посетили Эчмиадзин, знаменитый языческий храм Гарни, монастырский комплекс Гегард. Несколько ереванских музеев. В частности, Музей Комитаса. Это новый музей. Ему чуть больше года. Создатели стараются собрать там все, что связано с Комитасом. Там стоит его рояль, его виолончель. Рукописи, визитки, прижизненные афиши его выступлений. Кувшин, из которого он пил воду. Коврик, на котором он любил сидеть. Копия посмертной маски Коматаса. Оригинал находится в Венеции. Но в музее надеются, что смогут и его получить.
Для меня интересным было посещение ателье по пошиву национальных костюмов. Там было, что посмотреть. Удалось сделать много фотографий. Впрок. Но я, кстати, отметила для себя, что наши костюмы не хуже.
- Как преодолевали языковой барьер?
- С трудом. Занятия проводились на армянском. Несмотря на то, что все наши педагоги и организаторы говорили по-русски. Они объяснили, что хотели добиться полного погружения в национальную атмосферу. На мой взгляд, это верно. Конечно, не всегда все было понятно. Несмотря на то, что искусство танца- это, в первую очередь, показ, знание армянского языка все же желательно. Каждый танец, объясняли наши учителя, это философия. И когда они подробно говорили о природе каждого танца, хотелось понять каждое слово. К сожалению, мне это не всегда удавалось.
- Вопрос, может быть, неожиданный: как вас кормили? Я имею в виду, по-европейски или армянскими блюдами?
- Кухня была исключительно армянская. Какие-то блюда мне были знакомы, а некоторые довелось попробовать впервые.
- Подводя итог нашей беседы, хочу спросить: что дала вам летняя школа для профессионального роста?
- Уверенность. Это помимо приобретения профессиональных знаний и навыков. Для меня стал понятен уровень нашего коллектива, ансамбля «Ахтамар». Через год я планировала повезти «Ахтамар» в Ереван на международный фестиваль, но все-таки сомнения были. Сегодня их не осталось. «Ахтамар» абсолютно конкурентоспособен. Не посчитайте это бахвальством. Побывав на репетициях профессиональных коллективов, познакомившись с методикой преподавания, я убедилась, что мои собственные познания достаточно обширны и методы работы с коллективом приближаются к профессиональным. Конечно, у нас нет той жесткой дисциплины, необходимой для достижения высоких результатов. Но я уже твердо решила этого добиваться. Начну вырабатывать командный голос. Как у всех профессиональных хореографов. Так что, надеюсь, в Армении о новороссийском ансамбле «Ахтамар» еще не раз услышат.
Подготовил Дмитрий Беккер