Как же все-таки здорово, когда человек, интересующийся чем-то, свое увлечение ставит на службу обществу и стране, собственное хобби превращает в полезное и нужное дело.
В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ОБ ЭТОМ ВСПОМНИЛОСЬ В АХАЛЦИХЕ, В КРЕПОСТИ РАБАТ, где проходил Международный фестиваль ковров. Находясь там совсем по другому делу, абсолютно случайно забредя в выставочный зал, познакомился с двумя очаровательными девушками – Татев Мурадян и Астхик Амирбекян. Они – директор и реставратор – представляли Фонд поддержки и развития народного искусства "Ангуйц" и гостиницу Silk-Road, а точнее, представляли искусство армянского ковроткачества с древнейших времен и до сегодняшнего дня. Там познакомились, немного пообщались и договорились встретиться в Ереване.
Маленькая уютная гостиница в народном стиле. Все оформление, убранство, кухня подчинены выбранному стилю – армянскому народному творчеству. Везде ковры, деревянная мебель, кувшины, в небольшом помещении мастерская, где реставрируют старые ковры, учат желающих этому искусству. В маленьком дворике воссоздан уклад армянской деревни, в центре которой настоящий тонир, где на глазах посетителей пекут лаваш и подают к столу. Обстановка, располагающая к беседе, чем автор этих строк и воспользовался.
- Наш Фонд народного искусства "Ангуйц" был создан в 2014 году, а вместе с фондом была создана и наша гостиница. Основателем фонда и владельцем гостиницы является гражданин США Левон Дер-Бедроссян. Уроженец Ливана, он уже почти тридцать лет живет в Сан-Франциско и все это время собирает все, что возможно, об искусстве ковроткачества и, конечно, имеет солидную коллекцию старинных ковров. Интересуясь армянским искусством и коврами в частности, он в своих поездках по Америке и миру собрал эту замечательную коллекцию, перевез ее в Ереван и создал этот фонд. У него здесь был собственный дом, в котором он хранил все, что удалось собрать, а позднее по совету друзей перестроил особняк под гостиницу. Сегодня тот доход, что получает гостиница, почти целиком тратится на нужды и программы фонда. Будучи большим любителем искусства, разных народных промыслов, не говоря уже о коврах и обо всем, что с ними связано, он позже решил открыть отделения фонда, посвященные и другим видам народного творчества.
- А в чем заключается деятельность фонда?
- У нас проводятся занятия, в ходе которых детей и взрослых учат основам ковроткачества и реставрации, национальной вышивки, проводят теоретические занятия по истории, искусству и т.д. Занятия эти проводит Астхик Амирбекян - серьезный специалист в этой области. Она реставрирует старые ковры и создает новые, передает свое мастерство и возможности и взрослым, и молодым. (В момент разговора в мастерской находилась солидная женщина, с которой общались лишь по-английски. Как выяснилось, это была супруга одного из западных дипломатов, работающих в Армении. Она старательно перерисовывала рисунок старинного армянского ковра себе в альбом, очевидно с тем, чтобы затем повторить его на ковре собственного производства. – Прим. автора).
- Деятельность фонда распространяется только на Ереван?
- Нет, конечно. Мы очень активны и в районах. Я бы даже сказала, что основная деятельность фонда как раз и направлена на работу с женщинами и детьми в деревнях. Мы стали получать письма из районов с просьбой приехать и научить желающих этому ремеслу. Поэтому мы создали проект под названием Adapt a Loom ("Адаптирование к ткацкому станку"), финансируемый фондом, задачей и целью которого является развитие искусства ковроткачества в марзах Армении. После представления первой программы мы получили отзывы и из Америки, и в данный момент, к счастью, у нас есть и иностранные спонсоры, проявившие стремление стать частью нашего большого проекта по сохранению армянского традиционного искусства.
Мы выезжаем в деревни (у нас уже есть свои "подопечные), учим их, снабжаем всем необходимым на первых порах с тем, чтобы они могли работать и зарабатывать деньги. Мы уже начали наш проект в селах Арагац, Сасуник и Каракерт. Тут хотелось бы отметить еще одну сторону нашей деятельности. С прошлого года мы поддерживаем наш Театр теней. Ведь этот древний вид искусства в свое время был очень популярен и развит в Армении. Так вот выяснилось, что в Ереване уже лет тридцать существует такой театр, в котором взрослые люди, не профессиональные актеры, демонстрируют это, казалось бы, забытое искусство. Вот уже второй год они играют свои спектакли и у нас в гостинице.
Мы привозим детей из тех районов, в которых обучаем женщин и с которыми у нас уже установились не только деловые, но и дружеские связи, они смотрят представление, потом их везем на экскурсию, т.е. они проводят в Ереване целый день. Мы записали одно из их представлений и сделали 30-минутный видеофильм о театре и людях, преданных своему увлечению. Ну и наконец, в прошлом году была организована "экспедиция-родео", в ходе которой мы отвезли этот театр в те же деревни, и они уже на месте показывали свои представления сельчанам. Это глубоко символично. Ведь Театр теней, собственно, и вышел из деревенского примитивного искусства, пришел в города, потом потихоньку интерес к нему стал ослабевать, и лишь благодаря энтузиастам театр сохранился до наших дней. Вот мы и решили вернуть его туда, откуда он вышел.
Эта поездка была очень успешной, довольны были и актеры, и жители деревень, и, конечно же, организаторы. Отсняты кадры об этом походе в горы, монтируются в фильм. В ходе этого путешествия мы посетили достаточно большое село Арагац – там проживает около четырех тысяч жителей, развито сельское хозяйство, и люди в основном имеют работу. Там высока рождаемость, детский сад и школа уже не справляются с наплывом желающих.
Мы познакомились с главой села, очень деятельным человеком, который попросил нас внедрить свою программу по ковроткачеству и у них в селе. И несколько недель назад мы начали реализацию этого проекта. Отвезли все необходимое, наш специалист поехал туда, провел курс обучения и организовал работу. Конечно, все это стоит денег, и наш фонд берет на себя все первоначальные расходы.
Хочу сказать и о том, что у нас в гостинице частые гости - наши зарубежные соотечественники. Многие из них также интересуются коврами и, узнав о нашей деятельности, берутся помочь фонду или, точнее, реализации проектов фонда. Они вносят суммы, на которые начинается реализация проекта в какой-либо из деревень. Участники проекта работают, ткут ковер, который затем мы дарим этому благотворителю. А еще в рамках этих же проектов для педагогов школ, руководства сел мы организовываем курсы по элементарному менеджменту, чтобы, когда появится первая коммерческая продукция, люди смогли ею правильно распорядиться и заработать деньги.
Мы также пытаемся уже сейчас создать для них некий рынок сбыта. Для этого организуются различные выставки у нас в отеле, а в перспективе мы будем организовывать ярмарки там же в селах или районных центрах, куда приезжают туристы, и у людей появляется возможность реализовать плоды своего труда. Туризм у нас, к счастью, начинает развиваться, гостей становится все больше (это мы видим и по своей гостинице, которая уже не простаивает даже в зимние месяцы), думаю - мы на правильном пути.
- Что еще планирует ваш фонд для развития народных промыслов?
- Мы сейчас подумываем о внедрении искусства ковроткачества или, может быть, еще чего-то подобного в школьные программы. Ведь в школах есть предметы "труд" и "домоведение". При всем уважении к этому я боюсь, что ничему конкретному там не учат. Так почему бы не начать учить детей полезному ремеслу, нашему, исконному?
ТАТЕВ РАССКАЗАЛА И ПОКАЗАЛА МНОГО ИНТЕРЕСНОГО, А В ЗАКЛЮЧЕНИЕ мы опять вернулись к нашей первой встрече в крепости Рабат и проходившему там фестивалю ковров. Выяснилось, что, оказывается, существует специализированный журнал "Хали" (HALI), издаваемый сообществом специалистов ковроткачества в Лондоне. Моя милая хозяйка является куратором Армении в этом сообществе. Так вот редакция журнала организовывает туры для своих подписчиков по тем странам, которые известны своими коврами.
В 2013 году главный редактор журнала побывал в Ереване на международной конференции и по возвращении опубликовал несколько статей, посвященных армянским коврам и текстилю. Ему очень понравилось у нас, и в результате с прошлого года редакция "Хали" начала организовывать подобные туры и в Армению. Семь дней люди разных национальностей гостили в Ереване. Для них были организованы специальные экскурсии и посещения.
Дело в том, что в мире много говорят о турецких коврах, а иногда, к сожалению, под маркой турецких ковров представляются ковры армянские, и поэтому основной задачей было показать гостям, приехавшим по этой программе в Армению, бесценное наследие Матенадарана, Музея истории Армении и Музея народного творчества, сокровищницу Эчмиадзина, Сардарапатский музей, сегодняшнее производство. К сожалению, о наших коврах в мире известно не слишком много. Есть, конечно, много литературы, но она в основном на армянском языке и недоступна зарубежным специалистам и гостям. Программы, реализуемые фондом, несомненно, большое подспорье в деле популяризации нашей культуры.
Армен Манукян, "Голос Армении"