Западные правозащитники бьют тревогу: масштабы пыток, применяемых к задержанным после попытки военного переворота в Турции, превышают все возможные нормы. Мятежников подвергают систематическим избиениям и пыткам, включая изнасилования. Подобное жестокое обращение - дело в турецких тюрьмах совершенно обычное. На то они и турецкие...
В 1978 году на экраны вышел один из шедевров американской киноиндустрии – “Полуночный экспресс” Алана Паркера. В основу сценария, написанного Оливером Стоуном, легла реальная история американца Билли Хейса, приговоренного в 1970 году в Турции к 30 годам тюрьмы за контрабандный провоз гашиша. Хейс, которому удалось бежать через четыре года заключения, написал книгу о своем пребывании в стамбульской тюрьме “Сагмачилар”. Режиссер Алан Паркер использовал ее, чтобы рассказать о страшных нравах, царящих в турецких пенитенциарных заведениях, где практика систематического унижения человеческого достоинства обрела беспрецедентные формы. Говорят, после просмотра фильма президент Турции Ахмет Сезер решил серьезно заняться реформированием тюремной системы, но сделать почти ничего не успел, поскольку в результате новых выборов потерял свой пост.
“Полуночный экспресс” многих потряс своей откровенностью и жестокостью. В Турции на картину отреагировали бурно: в этой стране она до сих пор запрещена. В фильме нет ни одного положительного персонажа турецкой национальности, а тюрьма представлена как модель турецкого общества. Предполагали даже, что у Алана Паркера и Оливера Стоуна какие-то личные причины ненавидеть турок. Паркера заклеймили как расиста, что удивило режиссера. Впоследствии он заявил: “Мы делали фильм о несправедливости. Есть вещи, которые я хотел бы изменить сейчас с точки зрения интеллектуальной или политической зрелости, но ни тогда, ни сейчас я не был расистом”. Говоря о допустимых коррективах, Паркер прежде всего имел в виду одну из коронных сцен картины, в которой отсидевший три с половиной года Хейс, узнав за 53 дня до своего освобождения, что срок его заключения увеличен до 30 лет, выплескивает наружу всю свою ненависть и отчаяние: “Вы – нация свиней, как же вы на них похожи! …Я ненавижу вас, ненавижу вашу нацию! Я ненавижу ваш народ! Я плюю на ваших сыновей и дочерей – ведь они свиньи!..”
Паркер снял фильм о беззащитности человека перед системой, основанной на насилии. Тюрьма есть тюрьма – жестокие порядки администрации и бесчеловечные нравы узников могут встретиться в любой стране. Но тюрьма в “Полуночном экспрессе” именно турецкая, и этому выбору Паркера есть объяснение. Тюрьма усугубляет пороки, с которыми человек в нее вступает – неважно, в форме ли он надзирателя или в робе арестанта. Для представителя нации, в многовековой традиции которой издевательская практика превращения человека в животное, тюрьма становится благодатным полем для реализации врожденных разрушительных инстинктов. “Полуночный экспресс” – это не “Побег из Шоушенка” Стивена Кинга, в котором жестокий надзиратель может из благодарности помочь заключенному, и тем более не “Тюряга” с Сильвестром Сталлоне, где главный герой сажает на электрический стул подлого начальника тюрьмы. Здесь тюрьма – не причина, а следствие. Ад в застенках – всего лишь зеркало, отражающее ад турецкой ментальности. И Паркер, и Стоун почувствовали это и сумели блестяще отразить.
“Полуночный экспресс” имел огромный успех в Америке и Европе. Люди в кинотеатрах выстраивались в очередь, чтобы увидеть эту картину. Свой первоначальный бюджет фильм превзошел почти в 20 раз. Американская киноакадемия отметила “Полуночный экспресс” четырьмя номинациями и двумя “Оскарами”, в том числе за лучший саундтрек – разъедающий душу турецкий мугам, выполненный на синтезаторе. Фильм нанес мощный удар по и так подмоченной репутации Турции. Он создал стереотипный образ страны, где ни один иностранец не может чувствовать себя в безопасности, до некоторой степени подорвав турецкую туриндустрию.
В 2008 году, 30 лет спустя после своего побега из стамбульской тюрьмы, в рамках международной конференции офицеров полиции в Турцию вернулся одноименный прототип героя фильма “Полуночный экспресс” Билли Хейс. В Турции сделали все, чтобы бывший узник “Сагмачилара” принял их приглашение. Хейс прекрасно понимал, что это всего лишь попытка набрать дивиденды за его счет, чем Турция и занимается последнее десятилетие, подбирая разбросанные камни, но он любил Стамбул и согласился: “Моей безопасностью турки были озабочены больше, чем я сам”. Приезд Хейса был вовсю разрекламирован турецкими властями, попытавшимися представить все как акт доброй воли человека, на самом деле не имеющего ничего против их страны.
По иронии судьбы в том же 2008-м в Германии вышла книга “247 дней в турецкой тюрьме”, скоро ставшая бестселлером. Автор книги Марко Вайс во время своего пребывания на одном из турецких курортов летом 2006 года был обвинен в сексуальном насилии над 13-летней жительницей Британии. Самому Марко на тот момент было 17. В ходе судмедэкспертизы оказалось, что “жертва изнасилования” – девственница, однако обвинения со школьника не были сняты. Вайс провел в турецкой тюрьме 247 дней, и только благодаря давлению правительства ФРГ и немецкой общественности его отпустили в Германию. В своей книге он рассказывает об изнурительных допросах, пребывании в переполненной сверх меры камере предварительного заключения, ужасающих, по мнению немца, условиях содержания в турецких тюрьмах, сокамерниках: бандитах, наркоманах, убийцах, о беззаконии и произволе, с которыми ему пришлось столкнуться. В 2011 году бестселлер был экранизирован, и это еще раз подтвердило тот факт, что со времен “Полуночного экспресса” нечеловеческие реалии турецкого правосудия нисколько не изменились.
По данным турецкой правозащитной организации, с 1980 года, когда в Турции произошел последний военный переворот, больше миллиона человек подверглись издевательствам в застенках. Эта печальная статистика была опубликована в документе, который готовился на протяжении пяти лет и получил название “Атлас пыток”. Это первый подобного рода атлас в мире, представленный как “учебное пособие для медицинских и юридических вузов, равно как справочный материал для судмедэкспертов и адвокатов, участвующих в судебных процессах, связанных с пытками”. Как явствует из “Атласа пыток”, наиболее распространенной формой пыток в турецких пенитенциарных учреждениях является избиение, в том числе самое изощренное, к примеру, специальной палкой по пяткам (фалака). Среди 11 основных видов пыток, фигурирующих в документе, также называются: подвешивание подследственных и заключенных, удушение, сексуальное насилие, пытки с использованием электрического тока, ледяной воды, химических веществ, собак, а также тушение сигарет о кожу арестантов. В 2008 году впервые в истории Турции число содержащихся в тюрьмах заключенных и подследственных превысило 100 тысяч человек.
На фоне всего вышесказанного закономерными оказываются частые бунты, которые устраивают отчаявшиеся заключенные. Только в прошлом году в турецких тюрьмах вспыхнуло более 40 очагов возмущения. В городе Шанлыурфа арестанты, измученные духотой в камерах в сорокаградусную жару, подожгли в знак протеста кровати. От отравления дымом погибли 13 человек. Самыми невыносимыми условиями содержания традиционно выделялась тюрьма в Диарбекире. Эта тюрьма включена журналом The Times в список десяти тюрем мира, пользующихся наихудшей “славой”. В 2009 году ее все-таки снесли. В диарбекирской тюрьме со времени военного переворота 1980 года содержались члены и сторонники Рабочей партии Курдистана (РКК). Тысячи представителей курдской интеллигенции были жестоко замучены или убиты в этой тюрьме. Некоторые покончили жизнь самоубийством, не выдержав пыток, которым они подвергались.
Недавно во дворе бывшего здания диарбекирской тюрьмы было обнаружено захоронение 100-летней давности. Предполагается, что останки принадлежат армянам, собранным и уничтоженным в тюрьме во время геноцида 1915 года.
По материалам прессы Ева КАЗАРЯН, "Новое время"