Конгресс Левона Тер-Петросяна активно подыгрывает усилиям Азербайджана и Турции
АНК (Армянский национальный конгресс) следует переименовать в АПК (Армянская “пятая колонна”) — предлагают блоггеры. Предложение вполне резонное: конгресс — слишком громко сказано для заурядных “подрывников”. Причем “колонной” ЛТП стал не сегодня и даже не вчера, когда зомбировал публику на Театральной площади, стараясь любой ценой вернуться к власти. Он был таким и в кресле президента, когда говорил с народом на языке ультиматума и объявлял “ложной категорией” национальную идеологию. На последнем митинге АНК он обнаружил еще одну “ложную категорию”, предав анафеме этнорелигию и идентифицировав ее как расизм. Стоит ли после этого удивляться, что речи Тер-Петросяна находят горячий отклик в Азербайджане? Скажем больше: без авторских ссылок порой не отличить, с чьей риторикой мы имеем дело — с левоновской или алиевской.
Кто у кого заимствует мысли, обороты — уже не важно. Важно, что доктор филологии прекрасно подыгрывает выпускнику МГИМО и оба друг друга дополняют в своем неуемном стремлении очернить армянское руководство. Но если в случае Алиева это более-менее понятно, то в случае ЛТП возникают серьезные вопросы. Как образованный человек, претендующий на звание политика, да еще мудрого, он должен сознавать, что любая критика, любой “камень” в адрес властей приемлем, но до тех самых пор, пока нет риска угодить “булыжником” в государство. Странно, что экс-президента эта прописная истина абсолютно не волнует.
На митинге 9 ноября он, по сути, заявил об армянском расизме, комментируя последние выступления главы государства. Чуть ранее об этом известило ООН азербайджанское руководство, направив специальную жалобу. Тер-Петросян на сей раз хоть и немного опоздал, но выбывать из двусмысленного тандема не стал.
“...Не могу удержаться от соблазна, вызванного последними примечательными выступлениями Сержа Саргсяна”, — со смаком начал он, обращаясь к беседе президента с журналистами диаспоры в Горисе и к его комментариям во время визита в Ширак. “...Он дает достойный отпор государственной пропаганде Азербайджана, — продолжил ЛТП, — и “блестящим образом” доказывает, что в этой стране — очевидный антиармянский фашизм, что азербайджанцы — не нация, они сами не знают кто они — то ли албанцы, то ли турки, не знают также, христиане они, мусульмане или язычники”. Похоже, Тер-Петросян воспринял эти слова как личное оскорбление. “Между тем армяне имеют 8-тысячелетнюю историю, поскольку, как недавно выяснила экспертная группа, состоящая из иностранных генетиков и лингвистов, именно таков возраст армянского языка, следовательно, мы давным-давно состоявшаяся нация. Когда мы имели такого владыку, как Тигран Великий, и ставили на сцене “Вакханок” Эврипида, азербайджанцы еще прыгали по деревьям. Что и говорить, это важнейший вклад в дело армяно-азербайджанского примирения и урегулирования карабахского конфликта. Поэтому будем надеяться, что этот образец ораторского мастерства будет по достоинству оценен международным сообществом, как в свое время было оценено эпохальное заявление Роберта Кочаряна о том, что армяне и азербайджанцы — этнически несовместимые народы”.
Тер-Петросян, задетый исторической правдой, недовольный почему-то, что армяне как нация состоялись очень давно, возможно, раздраженный и тем, что Серж Саргсян затронул историю и искусство (ведь говорить и писать может только он), в “отместку” выдал резюме — дескать, президент “впервые так ясно изложил этнорелигиозную идеологию своей Республиканской партии”. После этих слов оратор, вспомнив про массы “несведущих”, пояснил: “Этнорелигия” означает то же, что и всем известное слово “расизм”. Выводы делайте сами”.
Выводы действительно следует сделать, но лишь после того как мы процитируем послание азербайджанцев Генсеку ООН “в связи с расистским характером выступления президента Армении”.
“Президент Армении в своем выступлении заявил о генетических исследованиях, которые якобы фиксируют 8000-летнее существование Армении. Эти слова президента Армении указывают на построение истории Армении на лживых фактах. Все это является претензиями на национальную исключительность по сравнению с другими соседними народами, в том числе азербайджанцами, которые были названы президентом Армении “тюрко-мусульманским кочевым племенем”. Подобное заявление президента Армении означает забвение горьких последствий увлечения такими “генетическими исследованиями”, опасными для всего мира”, — говорится в письме азербайджанского руководства генсеку.
Азербайджанцы отмечают, что “это не первый случай, когда на уровне высокопоставленных лиц Армении делаются заявления об этнической исключительности, противоречащие международному праву и этическим принципам человечества. Заявление прежнего президента Армении Роберта Кочаряна об “этнической несовместимости” армян и азербайджанцев вызвало справедливое возмущение международной общественности... Азербайджан уверен в том, что международное сообщество, объединив свои усилия, заставит официальный Ереван остановить политику, основанную на этнической и религиозной нетерпимости, прекратить незаконную оккупацию территорий Азербайджана, отказаться от территориальных претензий к соседним народам и этим самым поможет в обеспечении спокойствия и долгосрочного мира и безопасности в регионе Южного Кавказа”.
Почерк один, абсолютно идентична и тональность, в которой нескрываемая досада, а также надежда на “международное сообщество”, которое “обязано” приструнить Армению. Причем к этому сообществу Тер-Петросян не апеллирует, когда Алиев изрыгает свои угрозы начать войну против Арцаха. Того самого Арцаха, благодаря которому он, скромный сотрудник Матенадарана, стал президентом.
...Действительно, от некоторых фактов истории азербайджанцам, должно быть, обидно. Но почему обидно Тер-Петросяну и почему он выдернул из контекста неформальной беседы Сержа Саргсяна с журналистами именно эти слова — непонятно. Поэтому ответим ему, а заодно и соседям словами президента, прозвучавшими на той самой горисской встрече: “Смена языка, смена нации и религии, смена географии и истории — это их дело. Но проявление антиармянского фашизма — это уже наше дело”.
Отдел политики газеты "Новое время"