Известный российский музыкант, композитор, режиссер и продюсер Стас Намин знает толк в хорошей кухне. Тем не менее, есть непритязательные на вид кулинарные произведения, которые он до сих пор предпочитает любым деликатесам. Например – лаваш с сыром и медом (и правда, вкуснотища!), любовь к которому он пронес через всю свою жизнь. Кому-то, быть может, эта деталь покажется малозначащей. Но только не для Стаса Намина. И вовсе не случайно упомянутое лакомство фигурирует, когда он рассказывает о родине предков в своем документальном фильме “Древние храмы Армении”.
По сообщению Центра Стаса Намина, премьера фильма состоялась 7 ноября в Московском Центре документального кино, что на Зубовском бульваре. Можно сказать, автор сделал себе неслабый подарок на 65-летие. А москвичи получили возможность поподробнее узнать об истинных корнях человека, уже не одно десятилетие остающегося знаковой фигурой в российской рок-культуре. Впрочем, он их особо никогда и не скрывал.
Фильм стал своеобразным обращением к исторической родине, к своему прошлому, которое никогда не растворяется бесследно за спиной, а продолжает жить в настоящем, очищая душу и помыслы, накладывая отпечаток на поступки в настоящем, последствия которых становятся реальностью в будущем. К которому мы постоянно движемся, но так и не можем постичь его до конца…
Ценность кинопроизведения Стаса Намина, думается, как раз в этом – в попытке осознать пережитое прошлое и ощутить его сегодня. Поэтому его фильм наверняка окажется интересен не только продвинутым искусствоведам, но и самой широкой публике. Ведь дорога к Храму, в том или ином виде, в тот или иной момент, открывается у каждого из нас. А уж как мы по ней идем, и идем ли вообще – у каждого складывается по-своему.
- Армения с детства была для меня волшебной страной, о которой все время говорила моя мама, а в далекой горной деревне с красивым романтическим названием Санаин родились мой дед и его братья (кто забыл, напомним: мать Стаса, Нами, в свое время усыновил видный государственный деятель советской эпохи Анастас Микоян; мальчика, вообще-то, назвали Анастасом, в честь деда, а звучный сценический псевдоним он себе подобрал, соединив вторую часть своего имени с именем матери, которую звали Нами – А.Г.), - говорит наш соотечественник. - С Арменией связана жизнь всех моих родственников. Собственно, оказалось, что и сам я армянин, что до поры до времени мне, родившемуся и выросшему в Москве, не приходило в голову, – говорит Намин.
Из уважения к деду мальчик, вместе с братьями Петром и Алексеем, сестрами Ашхен, Ниной и Анастасией, с детства учил армянский язык; уроки Микоянам-младшим давала педагог Роза Гамбарян. В Армении Стас впервые оказался в начале 1960-х, школьником. На озере Севан сделал свои первые фотографии. А в горных деревушках попробовал тот самый лаваш с сыром и медом, к которому с тех пор пристрастился накрепко.
Потом случались эпизодические приезды – по концертным или личным делам. Несколько лет назад, по инициативе своего друга – предпринимателя и филантропа, одного из учредителей Международной гуманитарной премии Aurora Prize for Awakening Humanitу Рубена Варданяна Намин отправился в большое путешествие по всей Армении. Побывал в Ереване, Эчмиадзине, Гарни, монастыре Гегард – так сказать, обязательная программа-минимум. Съездил в монастырь Хор Вирап – одну из святынь Армянской Апостольской церкви. Когда-то, до монастыря, здесь была подземная тюрьма – глубокая яма (Хор Вирап по-армянски буквально и означает “глубокая яма”), заполненная ядовитыми змеями и насекомыми, куда бросали осужденных заключенных. Армянский историк Агатангехос писал, что здесь по приказу царя Трдата III, уличенный в том, что он исповедует христианство.13 лет протомился Григорий Просветитель, усилиями которого Армения первой в мире в 301 году н.э приняла христианство в качестве государственной религии.
Не преминул С.Намин наведаться и в город Алаверди, и расположенное поблизости древнее село Санаин, где родились дед Анастас и двоюродный дед – знаменитый авиаконструктор Артем Микоян, и в тамошние Санаинский и Ахпатский монастыри. Проехал по побережью озера Севан. Побывал в Арцахе. И на всем протяжении путешествия, “накрутившего” более 2 тысяч километров, неустанно снимал то, что видел, с кем встречался, включая десятки христианских храмов и монастырей – как продолжающих функционировать, так и уже умолкнувших. Так и был создан документальный фильм “Древние храмы Армении”.
“Наши храмы – это говорящие свидетели нашей истории. Наши храмы – это страницы нашей славы, наших страданий, наших трудностей, говорящие свидетели пережитых нами трагедий,– подчеркивает в фильме Стаса Намина Католикос Всех Армян Гарегин II.
Ашот Гарегинян