Все последние дни армянскую общественность «бомбили» сообщениями о стремлении Грузии продать Азербайджану 25% акций управления грузинским участком газопровода Россия-Армения. Назывались самые разные грузинские фамилии – от госчиновников до экспертов, подтверждавших, что вопрос продажи на самом деле в повестке дня грузинского правительства. И до 7 декабря власти Армении хранили «гордое молчание», словно бы этот вопрос не касается нашего населения. И вот, наконец, в ходе правительственного часа в парламенте 7 декабря новый премьер-министр Армении Карен Карапетян, отвечая на вопрос депутата парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Ширака Торосяна, как правительство относится к готовности азербайджанской компании SOCAR купить 25% акций нефтегазовой корпорации Грузии, всё-таки затронул эту тему. Подчеркнём: крайне важную для страны, поскольку от бесперебойного снабжения природным газом зависит энергетическая безопасность и независимость Армении от соседей-врагов – Турции и Азербайджана.
Вначале – о диалоге между депутатом от РПА и его уже однопартийцем, главой правительства Армении. Торосян высказал своё опасение в связи с тем, что таким образом Азербайджан пытается подвергнуть энергетической блокаде Армению. Карен Карапетян, в свою очередь, отметил, что не уверен в скорой реализации этой сделки, а затем добавил, что, будучи владельцем 25% транзитной трубы, азербайджанская сторона вряд ли создаст проблемы. А на вопрос депутата, как отреагирует Армения, если Тбилиси продаст весь газопровод, Карапетян заявил, что у Еревана есть свой арсенал ответных аргументов. «Если подобное произойдёт, то у нас есть соответствующие аргументы для разговора с нашим соседом. Но сегодня, выражая тревогу в связи с продажей 25%, мы рискуем оказаться некорректными. Это их собственность, и они продают одну четвертую часть, и пока повода для беспокойства нет», - подчеркнул премьер. То есть Карен Карапетян уверен, что интересы Армении и её населения никак не будут ущемлены.
В Армении вряд ли кто не знает о должностной карьере нового премьер-министра. Человек вообще стал известен тем, что трудился именно в системе «Газпрома», будь то «АрмРосгазпром», будь то ОАО «Газпромбанк», ООО «Газпром межрегионгаз» или ООО «Газпром энергохолдинг». Ясно, что на одном «Газпроме» свет клином не сошёлся, и послужной список Карена Вильгельмовича Карапетяна не даёт оснований не верить его словам. Опытный человек, опытный аппаратчик, возглавлявший и ЗАО «АРМЭНЕРГО» (1998-2001 гг.) – конечно, он многое, если не всё, взвесил прежде чем ответить депутату Торосяну. Но мы поступим иначе. Ведь и из Тбилиси разные «любители» азербайджанизации – кстати, не только акций газопровода Россия-Армения у «Международной корпорации нефти и газа Грузии», но и 25% акций принадлежащих государству «Железной дороги Грузии», - тоже заверяют, что «непонятно, как Азербайджан может повредить Армении». Начнём «пошагово» разбираться, отдавая должное, безусловно, и мнениям о том, что даже в случае удачи со сделкой вряд ли Баку нанесёт существенный вред Армении.
Например, 29 ноября было высказано мнение, что распространение этой информации – не исключено, «очередная информационная проверка со стороны Баку». Мы тоже этого не исключаем. Но тогда – это же СОВМЕСТНАЯ «информационная проверка» Баку и Тбилиси, раз уж из правительственных кругов Грузии идут подтверждения, что подобные переговоры имеют место. «У нас была беседа с несколькими инвестиционными банками по поводу размещения на бирже 25% акций ЖД и Корпорации нефти и газа. Если будет соответствующая рыночная конъюнктура, мы примем это решение, но мы хотим дождаться наилучшего периода и необходимо сказать, что в прошлом году не было для этого лучшего времени. Этот вопрос нужно решать очень осторожно и правильно», - отмечал в ноябре премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили. Во-первых, безусловно, это не первый случай, когда Грузия рассматривает вопрос о размещении на фондовых биржах акций ЖД Грузии, и также принадлежащей государству «Корпорации нефти и газа», которая управляет магистральным газопроводом Север-Юг, по которому российский газ доставляется в Армению через Грузию. Осуществить такие планы правительство Единого национального движения (ЕНД), ныне находящегося в оппозиции, планировало осенью 2011 г., а также весной 2012 г., но процесс был остановлен по причине «неблагоприятного положения на рынках капитала». Наряду с объявлением этих планов, администрация Михаила Саакашвили тогда заявляла, что якобы не собиралась продавать контрольный пакет, сняла законодательный барьер и предоставила правительству право на неограниченное размещение акций госкомпаний на международных биржах.
Во-вторых, после заявлений Квирикашвили азербайджанские СМИ, со ссылкой на неназванные источники в дочерней компании «SOCAR Georgia» сообщили, что грузинскую компанию, которая осуществляет транзит российского газа в Армению, может приобрести азербайджанская государственная компания. «Азербайджанская госкомпания SOCAR готова рассмотреть вопрос приобретения акций в грузинской «Корпорации нефти и газа», если о продаже будет объявлено официально, сказал в понедельник источник в SOCAR Georgia», - указывало азербайджанское информагенство Trend. И мы напомним – и в 2011-12 гг. чаще всего в информационных потоках сообщалось о том, что Грузия продаст свои акции именно азербайджанцам. Объяснение было предельно примитивным – а всем в Грузии и так уже заправляют исключительно турки и азербайджанцы! Конечно, мы тут имеем в виду в основном энергетический сектор Грузии, и думается, что вряд ли кто это оспорит – то, что ещё пока принадлежит тому же российскому «Газпрому» или ещё что-то из энергетического сектора, это, как говорится, «отдельная тема разговора». Но в остальном – и в сфере энергетики, и в сфере коммуникаций Грузия уже не первый год просто придаток Турции и Азербайджана.
«Международная корпорация нефти и газа Грузии» - это организация-монстр, которая объединяет ряд компаний. В неё входят Грузинская международная нефтяная корпорация, Грузинская международная газовая корпорация (эта компания осуществляет управление магистральным газопроводом) и «Грузнефть». Как видим, газопровод является малой частью активов этой огромной корпорации, решение напрямую не касается газопровода, он может в любой момент быть снят из состава этих активов. Казалось бы, это должно успокаивать. Помнится, что в 2011-12 гг. нас примерно так и успокаивали. Приведу одно из звучавших тогда мнений в Армении: «Должно ли данное решение грузинской стороны вызывать беспокойство у Еревана? Прежде всего, отметим, что биржевая приватизация вполне приемлема для Армении. Для нас было бы неприемлемо, если бы газопровод был продан прямым образом или путём конкурса, что предоставило бы возможность азербайджанской «SOCAR» купить его. В случае биржевого оборота акций весьма маловероятно, чтобы все предлагаемые акции попали в руки одной компании, даже если эта компания предложит очень высокую цену. Возможно, азербайджанская компания и вправду приобретёт какую-то часть акций, например 1−2%, но не будем забывать, что ими интересуются также российские и казахстанские компании, а на международном рынке могут появиться и другие заинтересованные лица. Даже «АрмРосгазпром» не скрывает своей заинтересованности в приобретении этих акций. То, что на продажу выставляется не контрольный пакет, а всего лишь 25% акций, может показаться не таким уж привлекательным для инвесторов. По крайней мере, в азербайджанской прессе довольно холодно относятся к идее продажи акций на бирже, там пока надеются, что это не коснется газопровода».
Однако же сегодня уже конец 2016 года, и у власти в Тбилиси не саакашвилевское ЕНД, а, казалось бы, уважающее Армению движение «Грузинская мечта». Тем не менее, желание – точно такое же, как и у ЕНД. И мы вынуждены задать себе вопрос – почему? А на поверхности и ответ – потому что практически всем в Грузии заправляют турки и азербайджанцы, и грузинское правительство лучше всех знает о своей фатальной зависимости от Турции и Азербайджана. И разве только об «экономической стороне дела» следует думать, когда нас шантажируют, по сути? Можно рассуждать только экономически – не запрещено. Вот что писал сайт news.am в 2011 г.: «Отметим, что данный участок газопровода не обещает серьёзных экономических дивидендов - единственный доход составляет 10% от снабжаемого в Армению газа, которые Россия оставляет Грузии за транзит. Это составляет примерно 150−200 млн. куб. м газа, что по международным ценам эквивалентно 40−45 млн. долларов. Учитывая, что газ на внутреннем рынке Грузии оценивается гораздо дешевле, реальные доходы газопровода незначительны. Это говорит о том, что будущие инвесторы не должны ожидать особо больших дивидендов от акций Международной корпорации нефти и газа. Единственным преимуществом являются политические дивиденды, которые получит инвестор, однако это ещё не гарантия успеха биржевого размещения». Ереванское шеф-бюро агентства «Regnum» в ноябре нас уверяло: «На сегодняшний день ситуация практически идентична, если не считать, что международные цены на газ значительно упали, а также, что армянская сторона и госкорпорация «Газпром» в настоящий момент ведут переговоры с Грузией о снижении транзитной стоимости газа, поставляемого в Армению. И согласно армянским чиновникам и представителям «Газпром Армения», переговоры, скорее всего, приведут к подписанию нового договора о транзите российского газа в Армению, в котором будут прописаны более выгодные для Еревана тарифы».
Ну вот оно – то что в-третьих! Нам всем памятны слова армянских чиновников о том, что в случае успеха на переговорах с Грузией о новом тарифе за транзит российского газа будут снижены цены и на нашем внутреннем потребительском рынке. Цифры назывались – впору было подумать, что наше население начнёт получать газ чуть ли не по внутрироссийской цене. Вырисовывается интересная картина. Новое правительство Армении, конечно, заинтересовано в преддверии грядущих парламентских выборов завоевать симпатии рядовых избирателей, и кто не знает, что народ наш из года в год буквально стонет от тарифов на то или на это? Речь же не об олигархах-депутатах или госчиновниках – речь о том самом рядовом избирателе, доходы которого никак не растут настолько, чтобы поспевать за явным или «ползучим» ростом потребительских цен и тарифов. Но ведь, помимо зависимости Грузии от Турции и Азербайджана, мы не имеем права не видеть – Грузия окунается в хаотическую пучину паники и кризиса. Разговоры о том, что администрация избранного президента США Дональда Трампа резко урежет, а то и полностью лишит чиновников Грузии их «американских зарплат» и иных выплат, уже привели к резчайшему падению курса грузинского лари по отношению ко всем иностранным валютам. И что будет дальше – неясно. Продолжать в этой ситуации переговоры с Арменией и головным офисом «Газпрома» о снижении тарифа на транзит газа – смерти подобно для правительства Грузии. Тбилиси же лишится существенной части госбюджетных поступлений. Не завтра – так послезавтра Грузия может оказать на грани тяжёлого социально-экономического взрыва, ростом недовольства «Грузинской мечтой», не зря же саакашвилевское ЕНД, даже после поражения на последних парламентских выборах, всё равно готовится к политическому реваншу. Так что Грузия действительно шантажирует новое правительство Армении – допустим, по следующей схеме: «вы отказываетесь от пересмотра тарифа на транзит – мы не продадим наши трубы Азербайджану».
Но допустим, что всё равно продажа 25% акций управления грузинским участком газопровода Россия-Армения в руки Азербайджана состоится. Быть может, руководству дочерней фирмы «Газпром Армения» надо не о пересмотре тарифов вести переговоры, а самому заявить о намерении купить эти акции? Да всему правительству Армении!!! Может, лучше лишить Грузию даже минимального шанса шантажировать Ереван? Я уверен, что Карен Вильгельмович Карапетян сохранил все свои стратегические связи в головном офисе «Газпрома». Так вот и нужно сегодня, чтобы, не дожидаясь вопросов от своего однопартийца-депутата Торосяна, новый глава правительства Армении жёстко бы назвал, что в «трубах» в Грузии принадлежит грузинскому правительству, что – той самой «Международной корпорации нефти и газа Грузии» в лице Грузинской международной газовой корпорации, а что – до сих пор принадлежит российскому «Газпрому» или какой-то другой российской или международной корпорации. Я не слышал, чтобы тот же грузинский премьер Квирикашвили категорически исключал бы участие фирмы «Газпром Армения» или армянского правительства в тех самых торгах по поводу «размещения на бирже 25% акций». Да и в целом, прямо с самого первого дня, когда распространялись информации о возможной грядущей продаже Азербайджану, по сути, НАШИХ «труб», правительство Армении обязано было не в молчанку играть, а выступить с публичным заявлением с оценками и перспективами, ничего не утаивая от своего населения. Ну, а в закулисном конфиденциальном «формате» вполне были бы уместны и жёсткие внушения Грузии о том, что в её планах содержатся элементы межгосударственного шантажа и политических спекуляций.
Впрочем, ещё не поздно «упредить» официальный Тбилиси, не постесняемся посоветовать – можно и некими особыми угрозами, или только шантажом, но так, чтобы Грузия поняла: речь идёт об энергетической безопасности Армении, а не только о деньгах и «инвестициях», и Грузии лучше не «играть» с Арменией, а тесно сотрудничать, по-соседски. Аргументы убеждения должны быть настолько вескими, чтобы не только «привести в чувства» Грузию, но и озаботить Азербайджан с Турцией. Пора понять, что есть ли какая-то угроза для Армении в продаже грузинского участка газопровода, нет ли в этом угроз, - это всё вторично-третично. Важно то, что Армения РЕАГИРУЕТ, причём оперативно, хотя предпочтительней, конечно, чтобы у Армении была бы упреждающая, превентивная политика в подобных вопросах, благо что Тбилиси начал «играть на нервах» газовым вопросом ещё в 2011-12 гг. И даже неважно, что из озвученных шантажа и угроз Армения в состоянии осуществить сама – это просто политика во имя национальных интересов. Ну а если кому-то хочется узнать, что же может быть угрожающего для Армении, если Азербайджан на четверть превратится в управляющего грузинским участком газопровода – что ж, призываю вспомнить «великие взрывы» 90-х годов на этой «трубе». Даже урезанное право собственности откроет Азербайджану путь к контролю над трубопроводом на территории Грузии, и можно также множество раз требовать «профилактических остановок» транзита газа, что даже и взрывать ничего не надо будет. И никто не сможет обвинить Баку в терактах или каком-то запрограммированном вредительстве и диверсиях, а вся Армения будет «на нервах».
Сергей Шакарянц, специально для ИЦ «Еркрамас»