В тюркологии существует теория, настаивающая на том, что изгнание из Турана в Закавказье тюркских племен проводилось по принципу отбора: «билет в один конец» получали наиболее трусливые, кляузные и беспринципные племена. Этот процесс начался в 14 веке, в период большой засухи в забайкальской степи и продолжался до второй половины века девятнадцатого. И все эти пять веков аборигенные народы Южного Кавказа имели «счастье» наблюдать за все более увеличивающимся в регионе количеством тюркских изгоев. Говоря по справедливости, сами тюрки никогда не пользовались уважением среди соседних народов и по прежнему месту кочевок, а тут – худшие из тюрок! Что-то вроде третичной переработки мусора.
На «новом» месте тюркские изгои вначале вели себя достаточно скромно: пасли баранов на почтительном расстоянии от поселений коренных народов, каждый раз спрашивая разрешения на перекочевку. А исконные хозяева региона относились к ним с неприкрытой иронией, смешанной с долей жалости: нищие, оборванные, вечно немытые кочевники со специфическим запахом воспринимались в качестве экзотичных явлений. Удивляли в изгоях-пришельцах не только запах и образ существования, но и дынеобразная форма головы, заниженная талия и стремление жениться на ближайших родственницах. Но поскольку изгои вели себя смирно, то и претензий к ним особых не было.
Все изменилось потом, когда вдруг выяснилось, что размножившиеся и продолжающие прибывать из дальних краев пришельцы заполонили собой весь Южный Кавказ. В этом, кстати, было их основное отличие от турок, прибывающих в Малую Азию: те «новые» земли завоевывали, а турки закавказские просто размножались. И хотя в результате постоянного практикуемого инцеста «качество» закавказских турок, мягко говоря, оставляло желать лучшего, тем не менее, большое количество тюркских изгоев со временем принесло плоды: они населили практически все Закавказье.
Это очень поучительно: закавказские турки овладели значительной частью Южного Кавказа без боя и вооруженных столкновений, а главным их «оружием» явилось чрево женщины. Турчанки рожали с 11-12 до примерно сорока лет. Воевать – безуспешно – они попробовали лишь в начале ХХ века, но получив по недоразвитым, вновь взялись за старое «оружие». Тогда же анатолийские турки построили для них государство, которое сами же прозвали Большим публичным домом.
Заполучив «свое» государство, закавказские турки попробовали расширить его, но, потерпев ожидаемое фиаско, менее, чем через два года обратились с мольбой о спасении к России – турецкие войска уже зализывали раны в Анатолии.
Пробыв в составе СССР 70 лет, закавказские турки, уже сильно размножившиеся, неожиданно получили возможность вновь провозгласить «свое» государство. И вновь, сосчитав дынеобразные, решились на агрессию. Естественно, с тем же результатом. На этот раз лидер закавказских турок, словно в насмешку прозванный «общенациональным лидером» Азербайджана, угробив свыше 30 тысяч своих соплеменников, обратился с мольбой уже к Нагорно-Карабахской Республике: простите, я больше не буду.
С тех пор прошло 16 лет, и вот уже Азербайджан в очередной раз пробует «напугать» войной армянские государства. Рупором для этого отчаянной смелости шага выбран некий Гейдар Джемаль, потешный председатель мультяшного Исламского комитета России. Почему России? Да потому, что в самом Азербайджане говорить об этом чревато: могут обрить в солдаты и отправить на фронт. А закавказским туркам, как это легко понять, безопаснее речи толкать, а не в Карабахе воевать. Потому и рождаются «азербайджанские вояки» то в США, то в Венгрии, а то и в России. Сам, Джемаль, как он сам утверждает, происходит из Карабаха, из перекочевавшего в конце 17 века в Закавказье племени джаванширов. Так что у него и его потомков есть серьезные основания воевать за «родину». Хотя бы из Москвы.
«Война за Карабах – неизбежна», пророчествует Джемаль. И начинает поучать руководство покинутого им государства: «Я считаю, что сегодняшняя политика Баку может заключаться в том, чтобы подготовиться к конфликту, очень серьезно подготовиться, и решить его одним ударом, вложив в него всю будущность нации». И при этом, как ему кажется, успокаивает то самое руководство того же покинутого государства: «Я уверен, что мировое сообщество будет взирать на этот конфликт, не вмешиваясь в него». И, тем не менее: «С нашей (!? – С.Б.) стороны задача заключается в том, чтобы все было решено хирургически и быстро, динамично, чтобы конфликт не превращался в маразм, и не позволить вмешаться политическим силам мирового империалистического сообщества на стороне Армении. Этот вопрос надо решить так, чтобы поставить мир перед фактом. И сделать это в течение нескольких дней». Не фразы, а возгласы насмерть перепуганного шизофреника, с которого сняли смирительную рубашку.
Мне пришлось воевать все годы агрессии Азербайджана против Республики Арцах, и я понимаю, что нахожусь с дезертиром Г.Джемалем в разных весовых категориях. Он – обыкновенный заносчивый трус, я – рядовой боец Армии Обороны НКР, и на этом можно было поставить точку. Но, меня привлекло одно выражение Джемаля, в котором он, даже будучи в Москве, невольно выказывает свой страх. Он призывает Баку тщательно подготовиться к удару, «вложив в него всю будущность нации».
С этим воплем души Г.Джемаля трудно не согласиться, ибо любая попытка Азербайджана возобновить агрессию против НКР обернется лишением будущего изгнанных из прежнего ареала обитания тюркских кочевых племен, так и не успевших стать нацией.
Сагател БАКВЕШИНЯН, информационно-аналитический портал "Voskanapat.info"