Две новые монографии по армянской тематике увидели свет в апреле 2017 года в немецком издательстве LAMBERT Academic Publishing. Как сообщает Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас», авторами научных изданий являются известные ученые Ваган и Григорий Ваганяны.
В монографии «Армянский стиль (происхождение, дизайн и орнаментальное искусство)» авторы представляют свое видение о происхождении, формировании, развитии и эволюции армянского орнаментального искусства начиная с каменного века. Исследование визуальных и когнитивных мотивов в наскальном искусстве, идеограммах, драконовых и крест-камнях, керамике, архитектуре, одежде, коврах, бытовой утвари, оружии, средневековых армянских рукописях позволяет идентифицировать армянский стиль (в том числе архетипы крестов и свастик, шести и восьмиконечных звезд и многих других образов растительных, животных и мифологических мотивов), который оказал влияние на различные орнаментальные стили (египетские, греческие, арабские, кельтские, скандинавские, турецкие, персидские) в религиозной и духовной символике и иконографии.
В монографии представлена оригинальная коллекция старинных и современных орнаментов и узоров. Они могут быть использованы в различных приложениях в визуальном и прикладном искусстве: в декоративном оформлении, книжном дизайне, дизайне интерьера и экстерьера, дизайне ковров, одежды и текстиля, в сценическом оформлении, архитектуре и веб-дизайне, в графическом компьютерном дизайне, фильмографии и игровой индустрии, а также в когнитивной медицинской (нейропсихиатрической) диагностике. Коллекцию можно использовать в сферах образования, творческой виртуальной реальности и развития способностей.
В монографии «Армянское наскальное искусство – виртуальный храм знаний» говорится о том, что доисторические и племенные народы во всем мире оставили в наследие миллионы изображений в Африке, Америке, Азии, Европе и на Кавказе. Это огромное наследие наполнено сообщениями, которые необходимо прочесть и понять или которые могут вызвать дискуссии. О чем нам говорят эти изображения? Какие истории пытались сохранить или передать нам их создатели? Изображения людей и животных описывают события, мифы и воспоминания. Некоторые изображения могут быть расшифрованы, а их истории – обогатить наше понимание прошлых культур; другие же изображения еще предстоит понять и пробудить научную любознательность.
Эти и многие другие вопросы рассмотрены в монографии «Армянское наскальное искусство – виртуальный храм знаний». Новые результаты сравнительного изучения, анализа и синтеза комплексов наскального искусства представляются как феномен когнитивной культуры доисторической парадигмы знаний и опыта. Армянское наскальное искусство играет ключевую роль в понимании и реконструкции определенных глобальных социально-экономических процессов доисторических и племенных народов мира. Инновационный подход позволяет трактовать армянское наскальное искусство как виртуальную каменную энциклопедию разума, идей и чувств, как каменное smart хранилище. Каменная энциклопедия (виртуальный храм знаний) содержит данные и основные мотивы мировой мифологии, религии, археологии, философии, психологии, антропологии, социологии, искусства и лингвистики. Армянское наскальное искусство является виртуальным храмом доисторических выявленных, а также невыявленных и скрытых кластеров знаний.
ОБ АВТОРАХ: Ваган Ваганян получил степень магистра в Международном институте графического дизайна (Флоренция, Италия) и ученую степень кандидата искусствоведения в Ереванской государственной художественной академии. Григорий Ваганян - профессор Европейской региональной образовательной академии, а также основатель и руководитель Армянского центра исследований наскального искусства «Каредаран». Они являются авторами более 200 научных публикаций и 9 монографий.