Газета «Еркрамас» продолжает проект «Пресс-конференции». Нашим очередным гостем, который ответил на вопросы читателей газеты, был Самвел Карапетян – историк, специалист по армянской архитектуре, главный памятниковед (как его называют) Армении.
.
Ара Асатрян (потомок беженца из Муша, проживаю в Лос Анджелесе, охранник):
- Приветствую Вас парон Карапетян. Очень рад, что профессионал такого масштаба есть в Армении, в двойне рад, что Вы как человек и армянин (судя по моим наблюдениям) также "дышите" в унисон тяжелейшего времени для Родины, что в наше время бывает не часто.
Вопрос такой: Сохранились ли проекты или эскизы двух церквей: Сурб Карапет и Аракелоц. Возможно ли их "воспроизведение", если да, то кто этим занимается?
Спасибо, с уважением
- Есть только эскизные обмеры, сделанные еще в 19 веке, монастыря Сурб Карапет.
.
Ваган Бабаханян (Санкт-Петербург):
- Насколько активно и системно освещается культурное наследие Армении в России? По моим сведениям, армянские ученые слабо участвуют в конференциях и публикациях (книги, журналы) в России. Пример - Международная конференция "Философия национального наследия" (там была даже секция Культура и идеология), проведенная 19 ноября в Петербурге. Армяне не участвовали. В публикуемом сборнике этой конференции не будет ни одного слова про Армению.
По проблемам культуры и наследия выходят "стратегические" по важности сборники в твердом переплете "Фундаментальные проблемы культурологии", уже вышло 7 томов по 40-50 статей в каждом. Ни в одном из них нет ни автора армянина, ни упоминания Армении.
По моим сведениям, азербайджанцы в несколько раз более активно используют конференционные площадки в России, СМИ, больше публикуют книг. Есть даже международный журнал "IRS-Наследие" http://www.irs-az.com - издается в Москве. Там есть рубрика Армянство - об ужасных и коварных армянах и т.д. В самом Баку в начале этого месяца прошла международная конференция "Музеи и культурное наследие".
Библиотеки в России получают в разы больше книг и журналов из Азербайджана, чем из Армении, в том числе по культуре и истории. В книжных магазинах России практически нет книг или брошюр об армянской истории, культуре, памятниках, наследии.
Понятно, что трудно и дорого приехать из Армении на 2 дня на конференцию. Но можно прислать доклад, его зачитает кто-то из активистов общины и он будет издан в сборниках. Понятно, что почтой дорого послать книги в библиотеки России. Но можно передать через знакомых или через консулаты.
Каково Ваше мнение на этот счет?
- Все приведенные Вами факты реальны, даже более – можем добавить сотни своих. Нынешняя реальность – следствие того, что до сих пор у нас – армян нет поистине сформированного национального общества. Общим счетом мы – нация, для которой дорого все то, что чужое. Именно этим обсуловлено наше отсутствие в большинстве задач, касающихся всего национального.
.
Меликсетян Самвел (студент-политолог, г. Ростов-на-Дону):
- Уважаемый господин Карапетян! Прежде всего, хотелось бы поблагодарить Вас за огромный вклад в тщательное исследование столь нужных вопросов! Позвольте задать несколько вопросов! Речь идет об армянских селах, включающих территорию к северу от Мравского хребта и входивших в исторические Арцах и Утик. Многочисленные развалины, данные первоисточников свидетельствуют о том, что в прошлом армянских сел здесь было намного больше чем те порядка 40 сел, сохраняющихся к концу 80-ых годов в Шаумяновском, Ханларском, Гетабекском и Шамхорском районах. Названия каких сел мы можем восстановить и когда начался процесс дэарменизации этих территории? Поддается ли локализации упоминаемое Аракелом Даврижеци село Меликзата в Верин Закаме. Куда, в основном, мигрировало местное армянское население?
- Ответы на все вопросы, касающиеся Северного Арцаха Вы можете найти в уже опубликованном нами томе «Северный Арцах» (армянский вариант – 2004 год, английский вариант – 2007 год). В частности население Меликзала мигрировало в Шулавер. Можете также зайти на сайты: www.raa.am или www.armenianarchitecture.am
.
- Вопрос о селах исторического Вайкуника (Карвачарский район). Здесь процесс деарменизации поддается примерной датировке с 20-ых г.г. 18 века до конца этого же века. Куда опять же мигрировало армянское население края - Джраберд, Лори, Тавуш, можно ли выделить конкретные населенные пункты в перечисленных краях? В частности есть подозрения, что мои предки из села Кешишкенд (Ерицшен), но они основываются лишь на догадках.
- Большинство армянского населения Карвачарского района мигрировало в Грузию. Например население села Яшаг переселилось в село Табахмела близ Тбилиси.
.
- Вопрос об армянском населении Утика, в частности той части, которые ныне входят в состав Тертерского района Азербайджана. Одно уникальное село Бегум Саров существовало здесь вплоть до событий конца 80-ых г.г. Но помимо этого, на части советских этнографических карт села Капанлы и Аскипара Терерского района отмечаются как армянонаселенные, хотя последующие проверки дают отрицательный результат. Но само название этих сел весьма интересно, есть ли информация о них? Особо интересно также село Зюмурхач. К.Каграманян в "Книге очага" отмечает, что по "Описанию Карабахской провинции" там жили также армяне, но единственная из попадавшихся изданий этой книги в электронном виде, оказалась бакинской, где армянское население не отмечено. Но само название села свидетельствует о коренных жителях, поэтому интересно, есть ли также информация о нем. Тем более у того же Каграманяна попадался топоним Турши Барда применительно к 17 веку, которым отмечается, видимо, территория Тертерского района. Причем насколько я понял, там присутствовало армянское население. Недавно также попадалась информация, что часть армян Карадага (Парспатуника) являлись выходцами из этой территории. Просьба также прокомментировать этот вопрос.
- Ответ на Ваш вопрос требует длительного изучения материалов по данной теме. К сожалению, сейчас у нас нет столько времени.
.
- Вопрос о Дизаке. Обнаружены ли армянские культовые сооружения и памятники за пределами административных границ Гадрутского района и проводились ли в данном направлении какие-либо исследования? Особый интерес вызывает топоним Тумаслу, можно ли сказать что-нибудь об этом вопросе? Также интересует вопрос локализации средневекового авана Накорзан.
- Советуем Вам прочесть нашу книгу «Памятники армянской архитектуры в зоне Нагорного Карабаха». Там Вы найдете ответы на интересующие Вас вопросы. Можете также воспользоваться информацией на вышеуказанных сайтах.
.
- Ну и в целом также вопрос по памятникам Республики Армении. В целом кажется что все памятники хотя бы на территории РА уж точно исследованы, обнаружены и т.д.. Удавалось ли Вам найти ранее неизвестные памятники, или новые интересные данные о казалось бы ничем не примечательных памятниках, какие регионы в этом отношении малоисследованы и интересны Вам? Тот же вопрос можно задать уже также по новому направлению исследований - Западной Армении.
- Не только на территории Западной Армении, но и в самой Республике Армения в сфере изучения исторических памятников есть много не сделанной работы. Речь идет не только о нововыявленных памятниках, но и о уже давно известных.
.
- Ощущается ли государственная поддержка в Ваших исследованиях и насколько остро стоит вопрос финансирования?
- Рады Вам сообщить, что почти после 30-летней работы наше дело впервые, с начала этого года, начало финансироваться государством.
.
Армен Назаретян (Краснодар, студент):
Насколько хорошо изучена армянскими учеными территория Западной Армении? Проводятся ли на этой территории исследования турецкими и иностранными учеными и доступны ли нам результаты этих исследований?
- Армянские исследователи только-только начали пользоваться частной возможностью исследовать территорию Западной Армении. Нам доступны работы зарубежных исследователей настолько, насколько мы в этом заинтересованы.
.
- Известно, что Грузия претендует на ряд армянских исторических областей, в частности, на Тайк, находящийся ныне в пределах Турции. Что противопоставляется Арменией и армянскими учеными в этом вопросе грузинской стороне и как на эту проблему смотрят иностранные ученые?
- Вопросы, касающиеся Тайка, требуют целеустремленной работы и сил, чего не было замечено до сих пор с армянской стороны.
.
- Из источников в интернете узнал, что в Турции проводят или готовятся провести реставрацию ряда армянских церквей в Тайке, в частности церковь Ишхан близ Артвина или Ошкиванк. Однако, в отличие от церкви Сурб Хач на Ахтамаре, пропагандистской кампании в отношении этих церквей в Турции не подымают. Как Вы это объясните?
- Это связано с особенностями и различиями армяно-турецких и грузино-турецких отношений.
.
Саркис Оганесов (Сочи, преподаватель):
- Вы возглавляете общественную организацию, занимаетесь издательскими проектами, участвуете в различных экспедициях и т.д. Как решаются вопросы финансирования всего этого? Оказывает ли государство поддержку или Вы опираетесь на помощь благотворителей?
- Долгие годы мы опирались на поддержку и помощь благотворителей. Но начиная с этого года, основные трудности уже позади, так как государство оценило важность нашей работы и взялось за наше финансирование.
.
Виталий Акопов (Москва, предприниматель):
- Существует ли база данных (текстовая и фотографическая) по памятникам армянской архитектуры Западной Армении, разрушенным и ныне не существующим даже в виде развалин? Почему армянская церковь не предъявит судебный иск Турции за тысячи разрушенных армянских церквей?
- Насколько нам известно, такой базы пока нет. А вопрос о судебных разбирательствах необходимо задать армянской церкви.
.
Агаси Манвелян (Ростов-на-Дону, врач):
- Уважаемый господин Карапетян! Кроме научной работы, занимаетесь ли Вы общественной и просветительской деятельностью? Возможно ли, чтобы Вы приехали в Россию с лекциями?
- В Армении проводятся лекции в вузах, школах и воинских заведениях. На счет России пока не знаю, вопрос только во времени.
.
- Проводятся ли какие-либо исследования памятников армянской архитектуры в России?
- У нас есть планы на этот счет, но пока все неопределенно, так как первостепенность нашего дела – Западная Армения, Арцах, и, в общем – исследования в пределах нашей Родины.