Армянскому ювелирному наследию 5 000 лет. Исторические источники и археологические находки свидетельствуют, что руда для выплавки драгоценных металлов была добыта в этом регионе. Из-за хронологической удаленности не всегда возможно определить все составляющие процесса развития этой важной культурной единицы в жизни армянского этноса. Наиболее важным материалом для исследований являются сохранившиеся в государственных и частных коллекциях образцы армянского ювелирного искусства.
БОГАТЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ АРМЕНИИ и многих известных музеев мира неопровержимо свидетельствуют о том, что Армения была одним из передовых центров ювелирного искусства цивилизации древней Передней Азии. Исторический музей хранит уникальную коллекцию золотых изделий с III тысячелетия до н.э. до наших дней: миниатюрные скульптуры, предметы культа и ритуальные предметы, символы власти, оружие, женские и мужские украшения, золотое шитье, печати. Большинство этих артефактов - археологические находки разных исторических периодов и географических локализаций на территории Армении.
Изначально ювелирные изделия выполняли функции оберегов и ритуальных предметов. Но с развитием общественных отношений в комплекте с костюмом стали выполнять функции кодировки этнического, социального и прочих статусов носителя. Ювелирные изделия различного назначения помимо своего чисто стоимостного эквивалента рассматривались как вместилища и аккумуляторы энергии высших сил и сверхсуществ. Воплощенные в золоте и серебре вкупе с драгоценными камнями эти предметы рассматривались как символы неба, богов, благодати и высших духовных ценностей. А художественное оформление этих предметов было призвано завизуализировать сакральность их содержания в реальном мире с помощью принятых графических, цветовых и др. символов. Для осуществления задуманного избирались различные техники и средства, соответствующие ситуации и исторически сложившимся условиям, моде и пожеланиям заказчика.
Ювелирное искусство Армении отличается яркой самобытностью мотивов и непревзойденным мастерством исполнения. Геммы, искусная гравировка на золоте и серебре, уникальное литье, чеканка, шлифовка камней и их вставка, филигрань, зернь, чернение, золочение, инкрустация и использование эмали нашли свое место в работах армянских мастеров.
ЭТО ИСКУССТВО ВОЗНИКАЕТ С ФОРМИРОВАНИЕМ АРМЯНСКОГО ЭТНОСА (VI - V вв. ДО Н. Э.) и является продолжением культуры Урарту. От периода эллинизма сохранились серебряные чеканные чаши, ритоны, фрагменты скульптуры (голова богини Анаит и др.). С принятием христианства как государственной религии Армении (301 г.) начинается новая фаза в истории армянской культуры, длившаяся до VII в.
На византийское влияние на армянское ювелирное искусство впервые обратил внимание французский арменист ХIХ в. О.Каррье, далее эта мысль была развита в работах Г. Овсепяна, С.Тер-Нерсесян, А. Курданяна, А. Хачатряна и Н. Степаняна. Другие исследователи (А.Я. Каковкин и др.) считают, что большинство армянских памятников среброделия в ХI - ХV вв. свидетельствует о ярком своеобразии и независимости от греческих образцов.
Новый "золотой век" культуры Армении наступил после восстановления независимого Армянского царства в 885 г. и длился до ХIII в. Прикладное искусство было развито во всех армянских государственных образованиях и армянских колониях. Серебряные и бронзовые изделия из Армении и Киликии (конец ХII - ХIII вв.) найдены при раскопках в Херсонесе, Приазовье, Сахновке, Киеве, Прикамье. Их появление было обусловлено расцветом черноморской торговли в начале ХIII в. и интенсивным развитием городов Армении, связанных с Трапезунтом.
Однако в Киликийской Армении, в отличие от других армянских государств, произведения серебряных дел мастеров ХII в. не уцелели, так как в середине ХIII в. всю серебряную утварь переплавили в слитки для монетного чекана. Оклады Евангелий из монастырских мастерских Ромкла относятся только к середине ХIII в. Того же времени ковшик и кувшин из Бердянска, эти находки интересны тем, что от киликийской металлопластики ХIII - ХIV вв. в основном дошли предметы литургического обихода: оклады книг и складни-реликварии в форме триптиха. Для чеканки Киликийской Армении было характерно использование армянских надписей, мотива многолопастной арки с килевидным завершением и точечного фона орнамента. Среди художественных изделий из металла особо примечательны оклад Евангелия киликийской работы 1255 г., чеканные серебряные позолоченные складни, 1293, 1300 и 1687, и др.
Даже после завоевания Армении сельджуками большинство ювелиров были армянами. Известно, что султан заказал свадебные подарки в Анталье, где в то время большинство составляли христиане - армяне и греки.
ПОСЛЕ КРИЗИСА ХV-ХVI вв. В ХVII в. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВНОВЬ ОЖИВЛЯЕТСЯ. Учитывая историческую особенность Армении как государства с обширной диаспорой, ее ювелирное искусство демонстрирует уникальную панораму, в основе которой лежит система взаимовлияний и культурной диффузии.
Куда бы судьба ни забрасывала армян, мастера ювелирного дела, верные генетической памяти и живой цепи передатчиков, щедро одаривали заказчиков прекрасными ювелирными изделиями. Мастерство армянских ювелиров способствовало распространению их славы и позволяло не только выжить на чужбине, но и утверждаться благодаря симпатиям и покровительству власть имущих, вплоть до правителей государств.
Многочисленные примеры иллюстрируют приближения армян ко дворам королей и шахов, активное участие армянских ювелиров в исполнении их заказов, а также изготовлении дипломатических подарков. Ярким примером может служить мастер Тацик, работавший по древней ювелирной технологии и продолживший дело своих предков по отцовской линии. Он был одним из наиболее уважаемых граждан Львова ХV в. Славу ему принесло неподражаемое умение украшать драгоценными камнями оружие, которое было частью костюма состоятельных горожан Речи Посполитой. Из дошедших до нас работ Тацика специалисты выделяют саблю, на украшение которой был использован 451 драгоценный камень.
Не меньшей славой пользовался и другой мастер - Бедрос Захаревич, который был придворным ювелиром знаменитого польского короля Яна Собеского Третьего. Работы Бедроса на примере украшенного оружия с использованием техники глубокой золотой инкрустации так поразили Европу, что за этого мастера польскому королю предлагали целые города.
В ХVIII - ХIХ вв. наиболее известными центрами армянского ювелирного искусства были Тбилиси и Стамбул. Обладатели произведений армянских ювелиров гордились своими сокровищами.
Присоединение в начале ХIХ в. Армении к Российской империи имело большое значение и для сохранения и дальнейшего развития армянской культуры. В 1918 г. в Восточной Армении было восстановлено армянское государство. В 1920 г. оно было присоединено к советскому государству, а после его распада Армения вновь обрела суверенитет, создав новые перспективы для развития культурных традиций.
В обиходе армянского населения всегда были серебряные и позолоченные пояса, пряжки, пуговицы, головные украшения, ожерелья, кольца, кофейные и чайные сервизы. Часть из них сегодня можно увидеть в Государственном музее истории Армении (Ереван), в Этнографическом музее (Сардарапат), музее Эчмиадзинского монастыря.
У армян особое отношение к золоту и серебру. Но обычай аккумулировать его в качестве запаса на непредвиденные обстоятельства, которых в армянской истории было много, особая черта. Народ, переживший многочисленные набеги и порабощения, вынужденный бросать все нажитое, спасаясь от истребления, четко усвоил ту истину, что только золото может выручить в трудную минуту.
В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ АРМЕНИЯ ТАКЖЕ СЛАВИЛАСЬ КАК КРУПНЫЙ ЮВЕЛИРНЫЙ ЦЕНТР. В республике действовало одно из лидирующих предприятий, занимавшихся огранкой алмазов, и ювелирных заводов было достаточно. Традиции сохранились, и сегодня армянские мастера создают широчайший ассортимент изделий из драгоценных металлов и камней. Работы многих ювелиров связаны с традициями мастеров Муша, Битлиса, Вана. В Ване, к примеру, была развита оригинальная техника работы с эмалью, которая используется и высоко ценится и сегодня.
Нельзя не упомянуть и уникальные произведения армянских ювелиров советского периода. Это золотой армянский алфавит и золотой крест, хранящиеся в резиденции Католикоса Всех Армян, в специальных сейфах Первопрестольного Эчмиадзина. В 1976 г. Католикос Всех Армян Вазген І захотел увековечить деяние создателя армянской письменности Месропа Маштоца. На 36 букв армянского алфавита ушло 23 кг пожертвованного армянами диаспоры золота высшей пробы и сотни бриллиантов. На крест ушло 20 кг золота и 200 драгоценных камней: алмазы, изумруды, бриллианты и крупный рубин.
Нынешние известные ювелиры-армяне пользуются как технологией, сохранившейся с древних времен, так и самыми современными дизайнерскими разработками. И популярность изделий современных ювелиров из Армении растет в Америке и странах Европы. Изделия армянских мастеров постоянно находятся в центре внимания, они завоевывают премии и награды на самых известных международных выставках.
Сегодня во всем мире известны имена таких армянских ювелиров, как Нур (Арман Давтян), Роберт Тадевосян, Саркис Саакян и др. Британский бизнесмен армянского происхождения Роберт Тадевосян в 1990 г. основал компанию Tateossіan London. Компания известна своими запонками, в том числе и их дизайном для таких известных брендов, как Zegna, Canalі, Cornelіanі. Армянский ювелир Саркис Саакян создает пасхальные яйца в стиле Фаберже. Его работы давно стали украшением частных коллекций многих известных людей. В Армении действует крупнейший производитель ювелирных изделий в регионе - Ереванский ювелирный завод-1 "ГНОМОН".
Сохранившиеся артефакты, представляющие историю культуры Армянского нагорья, демонстрируют жизненную силу истоков, традиционных и меняющихся тенденций огромного наследия, генетическую связь поколений мастеров, возможности восстановления утраченных звеньев в развитии ювелирного искусства Армении.
Армения - единственная страна в мире, где с 2006 г. официально отмечается Национальный день ювелира. Его празднуют в последнее воскресенье октября.
Раиса Амирбекян, "Мост" (приложение к газете "Голос Армении")