Ровно год назад, оценивая состояние отечественной экономики, новоназначенный премьер-министр Карен Карапетян довольно категорично заявил о том, что реальное положение нашей экономики чрезвычайно тяжелое. "Волшебной палочки нет, я честно говорю", - откровенно признался он. "ГА" разбирался, что изменилось за последний год и удалось ли достичь макроэкономических показателей, обеспечивающих стабильность экономики и основы для дальнейшего ее роста?
Удачное стечение факторов
Если говорить о макроэкономических показателях Армении за 2017 год, то в первом полугодии был зафиксирован экономический рост в размере 6%, а по итогам года и вовсе ожидается, что удастся значительно превысить прогнозируемый правительством и заложенный в госбюджете рост ВВП на 3,2%. К слову, в прошлом году рост ВВП резко сократился до 0,2% с 3,2%, зафиксированных в 2015 году.
КАКИЕ ЖЕ ФАКТОРЫ ДАЮТ ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА В НЫНЕШНЕМ ГОДУ? На самом деле, увеличение ВВП страны будет обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Среди первых, в частности, сохранение высокого уровня международных цен на медь, а также улучшение экономической ситуации в России, являющейся ключевым торгово-экономическим партнером нашей страны. А среди вторых - восстановление темпов роста частного потребления и частных инвестиций, чему способствовало поэтапное снижение кредитных ставок и увеличение объемов кредитования, ставшие результатом проведения расширенной денежно-кредитной политики.
Для сравнения: если по данным за сентябрь прошлого года средняя годовая ставка кредитов в отечественной валюте составляла порядка 14,4% для юрлиц, то в этот же период текущего года банки выдавали средства хозсубъектам уже по 10,7%. Снизилась стоимость кредитных ресурсов и в валюте: с 9,7% до 8,2%.
Аналогичный процесс наблюдался и в плане кредитования физических лиц. В отличие от прошлогодних 19% годовой ставки, в этом году средства в драмах можно было получить в банках по ставке 16,2%. А в инвалюте кредиты выдавались по 12,5% годовых против прошлогодних 13,7%. Все это в итоге привело к росту объемов кредитования на 1,8%, что в цифровом выражении составило порядка 2 трлн 357 млрд драмов.
Драйверы роста - услуги, торговля и промсектор
Что касается увеличения объемов частных инвестиций, то оно, по сути, сопровождалось их вливанием в экспортоориентированные производства, улучшив тем самым динамику объемов местного экспорта. В период с января по сентябрь 2017 года экспорт вырос по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 19,1%, достигнув отметки в 1,546,7 млн долларов.
ПРИ ЭТОМ В ПЛАНЕ РОСТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2017 ГОДА было зафиксировано ускорение до 5,1% (против 1,6% годом ранее), где основными драйверами выступили сфера услуг (на 12,8%), торговля (12,5%), промсектор (11,9%) и сравнительно скромнее – энергокомплекс (на 6,5%). На этом фоне агросектор и сфера строительства продолжили демонстрировать годовой спад - соответственно на 9,9% и 6,4%.
В этом году было зафиксировано также сокращение соотношения расходов госбюджета к ВВП, показатель которого по итогам года планируется на уровне до 25,9% против 28% годом ранее. Соответственно сужается дефицит госбюджета в ВВП, который составит в конце 2017 года 3,6%, уступив показателю годовой давности на два процентных пункта. Что касается соотношения госдолга к ВВП страны, то он будет находиться в пределах 55%.
- Нынешнее состояние экономики я оцениваю как управляемое и перспективное. Это не значит, что все проблемы уже решены. Вопрос в том, какие основные задачи мы изначально поставили перед собой. Самое главное – это создание благоприятной бизнес-среды, потому что для привлечения иностранного инвестора мы прежде всего должны активизировать внутреннего инвестора. В этом плане, на мой взгляд, мы сумели определенным образом изменить фон, - констатировал в ходе состоявшейся на днях пресс-конференции премьер-министр Карен Карапетян.
К рейтингам - рациональный подход
Впрочем, международные структуры несколько иначе оценили состояние бизнес-среды в Армении. В опубликованном на днях докладе Всемирного банка Doing Business-2018 наша страна ухудшила свои позиции в рейтинге, отображающем простоту ведения бизнеса в странах.
ПОТЕРЯВ 9 ПОЗИЦИЙ, АРМЕНИЯ НА ЭТОТ РАЗ РАСПОЛОЖИЛАСЬ НА 47-м месте среди 190 стран, включенных в исследование. Комментируя этот факт, премьер отметил, что к рейтингам некоторых международных финансовых организаций необходимо проявлять рациональный подход, тем более что в других аналогичных международных докладах, к примеру, в рейтинге Всемирного экономического форума по глобальной конкурентоспособности Армения с 79-го места поднялась на 73-е, а по индексу экономической свободы, ежегодно рассчитываемого газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation, наша страна с 54-го места поднялась на 33-ю горизонталь.
- В целом я уверен, что бизнес-среда в нашей стране улучшилась. Об этом говорят как местные предприниматели в ходе совместных с нами встреч, так и дипломаты разных стран, которые защищают интересы своих бизнесменов в Армении. Заметно улучшилось налоговое администрирование, упростился процесс выдачи лицензий, более того, сегодня ни один бизнесмен не имеет никаких препятствий для встреч с членами правительства, - обрисовал ситуацию премьер.
Да, согласился глава правительства, слабые стороны по-прежнему имеются, среди которых, как было указано в Doing Business, судебная система, процесс банкротства и банковское кредитование. Исходя из этого по поручению премьера будет создана межведомственная рабочая группа, которая будет координировать процесс реформ с целью продвижения Армении в докладах всемирных организаций.
Железная дорога – не самоцель
Однако как бы ни совершенствовалась бизнес-среда за счет реформирования налогового и таможенного администрирования, улучшения судебной системы и упрощения банковского кредитования, главный вопрос для хозсубъектов на сегодня, особенно экспортеров, - создание альтернативных дорог, позволяющих осуществлять пассажирские и грузовые перевозки не только через КПП Верхний Ларс.
НА СЕГОДНЯ ИМЕННО ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ СУХОПУТНЫМ маршрутом, связывающим Армению с Россией, где в зимний период из-за угрозы обвала лавин происходят скопления грузовых автомобилей. Аналогичная ситуация складывается также в весенний и осенний периоды - уже в связи с риском схода селевых потоков.
Для выхода из сложившейся ситуации премьер-министр Карен Карапетян еще в начале этого года поручил Минтрансу разработать альтернативные транспортные коммуникации с Россией и провести по этому поводу переговоры с российской и грузинской сторонами. Однако, отвечая на вопрос, какие подвижки в этом направлении имеются сейчас, премьер был крайне лаконичен: "Ведутся переговоры".
В плане же строительства железной дороги Армения - Иран, являющейся еще не так давно одним из важнейших стратегических проектов, о необходимости реализации которого говорилось на самом высоком уровне у нас в стране, г-н Карапетян нынче отметил, что Армения не ставит перед собой самоцели по строительству железной дороги в Иран. По его словам, при принятии окончательного решения о строительстве железной дороги необходимо все тщательно взвесить и провести расчеты относительно того, каковы будут объем перевозок и стоимость услуг и как изменятся показатели в случае строительства автодороги.
- Это должно быть логично для бизнеса, чтобы они выбрали именно эту дорогу. Поэтому на данный момент мы работаем с Ираном в плане увеличения потоков, строительства автокоридора Север - Юг, создания свободной экономической зоны на границе. Когда эти индикаторы появятся и мы сможем обеспечить этот рынок, тогда и обсудим возможность строительства железной дороги или иного пути, - изложил суть г-н Карапетян.
В ожидании волны
Еще одно заявление премьера годичной давности касалось приватизированных и неработающих активов в Армении, которые, как отметил в то время г-н Карапетян, должны быть перезапущены.
ПРИ ЭТОМ ОН ПОРУЧИЛ ОТВЕТСТВЕННЫМ ГОССТРУКТУРАМ ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ приватизированного имущества, разработать и представить экономические, правовые, иные комплексные и системные механизмы стимулирования задействования активов. Спустя несколько месяцев, в мае этого года, на заседании правительства он заявил, что неработающий бизнес в Армении должен облагаться прогрессивным налогом, вновь пояснив, что по всей стране есть много собственности, находящейся в простое, несмотря на наличие большого потенциала для создания дополнительной стоимости.
На вопрос корр. "ГА", что было сделано в этом направлении за последний год, премьер отметил, что, обсуждая эту тему, не имелось в виду, что все заводы будут вновь задействованы.
- В действительности, если собственники этих заводов приходят и представляют нам программы по оздоровлению предприятия, ожидая определенного содействия со стороны правительства, в том числе в контексте предоставления соответствующих кредитных средств, мы детально рассматриваем эти программы. Сказать, что поднялась большая волна, нельзя, хотя есть и успешные примеры. Кроме того, мы провели обсуждения и с банками с учетом того, что у них имеется множество активов, которые попросту не работают. Честно говоря, ожидали от банков большей активности, которую на данный момент не замечаем. И это при том, что эти активы со временем просто будут потеряны. Предложили им совместно двигаться вперед, предоставить определенные средства, мы в свою очередь как управляющие будем совместно участвовать в задействовании активов и, думаю, постепенно дойдем до той точки, когда наметятся практические результаты, - заключил премьер.
Лиана Гезалян, "Голос Армении"