Когда две страны пропагандистски долго борются друг с другом, они становятся похожими по стилю этой самой борьбы, и в этом ключе можно говорить не только о США и России, но и об Армении с Азербайджаном. Так считает Самвел Мартиросян, популярный блогер (только на его страничку в Facebook подписаны более 50 тысяч человек), а также специалист по медиа. Но в СМИ чаще всего его представляют экспертом по информационной безопасности.
- Информационная безопасность на сегодня - проблема, касающаяся всего мира. Еще несколько лет назад ее называли конспирологией, говорили о том, что чересчур преувеличивается влияние СМИ и т.д. Но после того, что произошло в мире с 2013 по 2017 годы, все поняли, насколько сильно влияние, с одной стороны, информационных источников, особенно когда за секунды можно создавать новостные порталы, гнать через них фейки, проникая через соцсети везде и всюду, потом закрывая эти отработанные порталы и убирая хвосты так, чтобы было непонятно, откуда вся эта фейковая куча взялась, а с другой - кибератак. В особенности, когда эти оба оружия применяются параллельно - то есть используются для пропагандистской войны и т.п.
Мы переживаем период, когда тема стала крайне актуальной. И сейчас (начиная с военных и заканчивая политиками) все пытаются понять, как все это можно использовать в свою пользу и как не попасть под влияние противника. Особенно когда не знаешь кто противник.
- Почему именно в последние несколько лет тема приобрела такую актуальность?
- В эти годы произошло полное размежевание между Европой, США, с одной стороны, и Россией. Причем произошло это на пропагандистском уровне - обе стороны стали использовать просто невероятные ресурсы очернения друг друга и вбивания в головы собственного населения каких-то нарративов. Второе, и это самая интересная часть: воздействие российской стороны на выборы в США и затем во Франции. Данная тема, хотя и может показаться устаревшей, тем не менее имеет свое продолжение. Например, Facebook по результатам слушаний в Конгрессе США выпустил недавно большой отчет об изменении своей политики по работе с информацией именно из-за своей уязвимости для подобных атак.
- Вы тоже считаете, что было оказано серьезное влияние на выборах?
- Думаю, что влияние было. Но насколько оно предопределило результат выборов - это другой вопрос. По крайней мере хакание информации по Клинтон и ее команде и слив этого компромата в сеть, думается, имело свое влияние. Кто их взламывал - вопрос, но многие приходят к заключению, что это дело русских рук.
- Но доказать это невозможно?
- Какие-то следы были оставлены. Хотя буквально через несколько месяцев после этого WikiLeaks опубликовал архив взломанного кибероружия ЦРУ, содержащий доказательства, что они используют специальные методики хакинга, при котором оставляют чужой след, выдавая его за российский. Так что мы живем сейчас в каком-то зазеркальном мире, в котором непонятно, кто кого хакает и для чего.
- Поскольку речь зашла об отношениях между Россией и США, то как вы оцениваете последние события, связанные с давлением в США на канал RT? Российские СМИ даже проводят параллели с тем, как в советское время СССР глушили BBC и другие западные радиостанции.
- Дело в том, что Россия и Америка стали очень похожи друг на друга. Когда кто-то долго борется друг с другом, есть вероятность заражения стилем борьбы. У нас, кстати, та же проблема с Азербайджаном. Очень часто можно видеть, как армянская пресса впадает в состояние, очень близкое к азербайджанской пропаганде. К сожалению, это результат чрезмерной вовлеченности в борьбу. А то, что происходит с RT, можно назвать и этаким театром, потому что Россия сама ввела институт иностранных агентов и ряд организаций попал под подобные санкции, после чего сама попалась на том же самом.
- Но можно ли, на ваш взгляд, говорить о подавлении свободы слова в США с точки зрения демократии или нет?
- Знаете, получается интересная штука. Почему RT подавляют? По причине, которую президент Франции Макрон озвучил при Путине. Он сказал, что RT - пропагандистский, а не новостной канал. То есть они говорят: "Мы подавляем, потому что RT занимается пропагандой". Но с другой стороны, и вещание радио "Свобода" на территории США также запрещено как пропагандистского радиоканала. Так что это все постмодернистский мир, когда главное - кто кого и в чем обвинит и выдаст это за реальность. Вот один из ярких для нас примеров. Россия продает Азербайджану оружие и говорит, что это бизнес. Но когда США продают Украине летальное оружие, то россияне говорят о том, что неправильно вооружать конфликтный район.
- Что нужно делать Армении в связи с такой непонятной реальностью?
- Нам надо быть более активными. По крайней мере, кажется, мы теряем способность оценивать происходящее. Даже не то чтобы реагировать на происходящее, а оценивать. Потому что информационные потоки все увеличиваются и увеличиваются, и это становится проблемой вообще для всего мира. Даже просто мониторить прессу становится сложно. И все идет к использованию машинных технологий по обработке данных, потому что такое количество информации людскими ресурсами обработать невозможно и тем более понять, что из нее важно, а что - нет, какой источник заслуживает доверия, а какой - нет, и наконец, на что нужно реагировать, а на что - нет.
Карен Арзуманян, "Голос Армении"