Ответ на вопрос "кому было нужно, чтобы трясло Иран?" лежит на поверхности. Тому, кто ну очень хочет, чтобы ходуном ходил весь Ближний Восток. И откуда его очень скоро "попросят", считает политический обозреватель Sputnik Армении Арман Ванескегян.
Технология "цветных революций" просто устарела
На самом деле "Вашингтонский обком" (как принято называть американскую президентскую администрацию в социальных сетях), в Иране сейчас вовсе не организовывает революцию и не делает переворот а, как было в той же Ливии, Египте, Сирии или Украине.
В те годы технологии цветных революций, выработанные в заокеанских аналитических центрах, еще не были изучены, и они срабатывали "на раз". Однако те времена канули в Лету, и грозный инструмент западных спецслужб (в первую очередь американских) начал давать сбои.
Если провести параллели между нынешней ситуацией в Иране и так называемой "иранской зеленой революцией" 2009 года, то уже тогда в стране, где сильна властная вертикаль (а в Иране она действительно сильна), технология дала сбой. Тогда Запад действительно пытался свершить в стране революцию и, если получится, свергнуть власть.
Сейчас же в Иране, который буквально недавно одержал победу над международным терроризмом в отдельно взятой, соседней стране (речь идет, конечно же, о Сирии), спровоцировать волнения, которые могли бы привести к смене режима, и вовсе нереально.
Обыкновенная логика диктует, что все состоявшиеся, удачные цветные революции развивались по единому плану. Вспомните — сначала у действующей власти нащупывалось слабое "больное" место. И только затем уже в игру вступали заранее подготовленные, обученные (причем обучались годами) и финансируемые извне группы "прозападно" настроенных групп.
Последние начинали оказывать давление "на больную мозоль" властей, медленно но верно раскачивая ситуацию.
Давление это могло длиться десятки дней, даже месяцев. Раскачивалась лодка исподволь, перекупывались сторонники действующей власти. Кто не соглашался — становился мишенью СМИ, которых к тому времени у оппозиции вдруг возникало огромное количество…
В стране нет предпосылок для "бунта бессмысленного и беспощадного". И осмысленного тоже…
В случае с Ираном все обстоит не так. У власти нет и сильной "больной мозоли" в виде серьезных социальных проблем (не говорить же о том, что кровь уже пролилась из-за подорожавших куриных яиц).
И с коррупцией особых скандалов в Тегеране не было, если не считать скандалом то, что во время десятилетних жестких экономических санкций власти пытались торговать, скажем, золотом с кем-нибудь из соседей. Причем именно в тайне от Америки, которая заморозила порядка 150 миллиардов иранских долларов.
И вовсе не зверствовали нынешние иранские власти — наоборот, во всем мире Рухани считался сторонником реформ, чуть ли не либералом (насколько это возможно в такой стране, как Иран).
Так что применять классические революционные каноны "низы не хотели, а верхи не могли" в случае с Ираном не приходится. Да, стране пришлось трудно, когда больше двух десятков лет жить приходилось в условиях жесточайших экономических санкций, но — не более того.
Да, была безработица, но намного ниже, чем, скажем, в соседних странах. Да и вообще 9%-я безработица в мире — это не катастрофа в любом случае. Было производство, был малый и средний бизнес. Даже сейчас, смотря кадры с протестными выступлениями, видишь и то, что во всех городах, на всех первых этажах жилых зданий — магазины, кафе, салоны и так далее. А ведь когда власть начинает душить малый и средний бизнес, такие объекты потихонечку закрываются, и только потом начинается общая смута.
Зато есть предпосылки свержения действующей власти снаружи
Зато Иран сумел победить в кровопролитной войне с мировым терроризмом в Сирии. В войне, которую спровоцировал (и это уже доказанный факт) мировой гегемон (Америка), преследуя вполне конкретную цель — свергнуть действующую законную власть в Дамаске, которая его конкретно не устраивала.
В результате войны Иран смог так укрепить свои позиции по всему ближневосточному региону, как, видимо, не мог бы предсказать никто. Государство смогло получить сухопутный выход из Персидского залива до Средиземноморья — а это было трудно предугадать тем, кто, сидя по ту сторону Атлантического океана, 7 лет назад спланировал и до недавних пор осуществлял цветную революцию в Сирии.
Соединенным Штатам несколько раз дико не повезло. Когда в Сирии против террористических группировок в бой вступили иранские добровольческие отряды, которых там, конечно же, поддерживала Хезболла. Когда законные, избранные власти Сирии обратились за помощью к России, и Кремль эту помощь предоставила в виде своих военно-воздушных сил.
Когда, совершенно неожиданно, в президентской гонке в Соединенных Штатах к финишу пришел человек, изначально заявлявший, что либерально-демократическим ценностям предпочитает ценности другого плана — финансового. И вся пирамида по распространению этих самых либеральных ценностей, в несколько президентских сроков выстраиваемая "под" мадам Клинтон, в одночасье рухнула…
И тогда всего лишь за неполный год Соединенные Штаты потерпели сокрушительное поражение в Сирии, уступив пальму первенства в гонке за политическое влияние во всем регионе Ближнего Востока России и Ирану.
Аятолла Хаменеи это не свалит — да и цель у американцев другая
Западу в сложившейся ситуации следует остановить Иран любой ценой — иначе он выходит на границу с Израилем и получает возможность строить военные базы неподалеку, на территории Сирии. Получает полный контроль на всем протяжении сухопутной дороги со своей территории через Ирак и Сирию до израильских границ.
И вообще усиливает свои позиции на всем Ближнем Востоке, так как никто отныне ему не указ — даже американцы. Потерпят ли такое Соединенные Штаты? Конечно, нет. Но и сделать хоть что-нибудь, например, нанести военный удар по Ирану, или же вновь ввести санкции, от которых в обмен на подпись Ирана в "ядерном" договоре отказался предшественник Трампа Обама?
Конечно нет, и есть тому миллион причин. Отмети лишь самые конкретные. Европейцы не хотят вводить санкции против Ирана — они хотят с иранцами торговать. Продавать высокие технологии, продукцию (самолеты, станки и так далее) и покупать энергоносители.
Потому и против санкций голосуют, и против выхода из "ядерного соглашения". Вот уже который месяц не может уговорить их ни сам Трамп, ни постпред Америки в ООН Никки Хейли.
И вот тут и пригодилась технология "цветных революций", при помощи которых Америка свергала правительства и разрушала государства. С использованием интернета и социальных сетей, молодежных (и не очень) организаций, сидящих на западной финансовой "грантовой" игле. С использованием каких-то внезапно появившихся информационно-аналитических сайтов, работающих в режиме нон-стоп и нагнетающих ситуацию…
Аятоллу Али Хаменеи все это, конечно же, не свалит — в Тегеране сидит действительно крепкая власть. Настолько, что и силой может подавить какие-то волнения.
Другое дело, что при таком раскладе будут жертвы — иначе быть не может. А будут жертвы — и американцы получат на международных политических подмостках возможность заявлять о кровавом режиме, о страдающем под пятой аятолл народе и так далее.
И тогда европейцам придется молча согласиться на условия, диктуемые Вашингтоном. И по выходу из "ядерного" соглашения, и по новым жестким санкциям. И 150 миллиардов не придется возвращать Тегерану. Да и ударить при случае, скажем, "томагавками" по иранским инструкторам на территории Сирии будет можно. Не американцам, так израильтянам…
Вот в чем подоплека нынешних волнений в Иране. А вовсе не в том, что в Белуджистане, видите ли, кочевой народ притесняется тегеранским режимом. Белуджи себе спокойно жили до сих пор, перемещались, кочевали по обширным юго-восточным территориям, и никто ни язык, ни культуру их не трогал. Да и курды, которые живут западнее, сейчас особо не протестовали — они даже во время киркукских событий в Ираке не поддержали своих соседей…
Политический обозреватель Sputnik Армении Арман Ванескегян