Пресс-секретарь президента Казахстана Нурсултана Назарбаева заявил Казинфо, что Астана и Вашингтон намерены принять совместное заявление о стратегическом партнерстве по итогам встречи Назарбаев-Трамп в Вашингтоне.
Встреча состоится в связи с переходом к Казахстану председательства в Совете безопасности ООН.
Пресс-секретарь Назарбаева заявил, что встреча будет иметь довольно обширную повестку и касаться как двусторонних политических и экономических отношений, так и привлечения американских инвестиций в Казахстан.
Фактически, Казахстан пытается конкурировать с Арменией и убедить США в том, что именно Казахстан может стать мостом в ЕАЭС.
Конкуренция, конечно, тут весьма относительная, поскольку вряд ли американские инвесторы имеют проблемы с мостами в ЕАЭС. И если Казахстан пытается привлечь американские инвестиции, то делает это не в качестве моста к 170-миллионному евразийскому рынку, а как самостоятельный военно-политический субъект.
Сложно сказать, в какой мере привлекателен Казахстан для американского бизнеса, но нет сомнений в том, что Назарбаев не преминет использовать военно-политический фактор, чем Казахстан, собственно, и интересен для Вашингтона.
США важно сохранить сильный Казахстан и как барьер на пути России в центрально-азиатский регион, и для сдерживания Китая.
В этом смысле Казахстан не конкурент Армении, более того, развитие казахстано-американских отношений на руку Еревану. Во-первых, потому, что чем амбициознее в ЕАЭС Казахстан, тем востребованнее голос Армении.
С другой стороны, американо-казахские отношения могут стать сдерживающим Азербайджан фактором, учитывая уже осязаемую стратегию США на Кавказе. С этой точки зрения Казахстан – это своеобразный тыл Азербайджана, и США, фактически, вторгаются в этот тыл.
А что касается инвестиций, то Казахстан может стать примером для Армении. Американские инвестиции для Армении, так же, как и для Казахстана, играют не только экономическую, но и военно-политическую роль в контексте региональной роли Армении.
Поощрение Белым домом таких инвестиций во многом зависит от того, в какой мере страна эффективна при формировании, укреплении и обслуживании своего места и роли, иначе говоря, при проведении суверенной политики. Это, конечно, предполагает также привлекательность бизнес-среды и наличие законодательных механизмов неприкосновенности собственности.
Акоп БАДАЛЯН, Обозреватель
http://www.lragir.am