"Если положительные тенденции в экономике Армении сохранятся и повлекут за собой и ощутимое улучшение положения ее граждан, это стало бы лучшим средством нейтрализации разного рода пропагандистских спекуляций на тему российско-армянских отношений", - заявил в интервью "ГА" руководитель Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.
- Г-н Крылов, ЕАЭС отметил 3-летие своего существования. Какими вам видятся итоги прошедшего периода, чего удалось достичь в контексте интеграции стран, входящих в ЕАЭС, а что пока осталось нереализованным? И каковы перспективы ЕАЭС в 2018 году, учитывая текущие геополитические и геоэкономические реалии?
- ЕАЭС представляет собой интеграционное объединение пяти постсоветских государств, его членами в настоящее время являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Данные статистики свидетельствуют о том, что за три года ЕАЭС удалось достичь определенных успехов: в 2017 году ему удалось преодолеть негативные последствия мирового экономического кризиса и выйти на положительную динамику по основным макроэкономическим показателям. Падение экономических показателей сменилось их ростом: по данным Евразийской экономической комиссии, рост ВВП государств - членов ЕАЭС в январе-сентябре 2017-го составил 1,9% по сравнению с январем-сентябрем 2016 г., рост промышленного производства в январе-октябре составил 2,3% по сравнению с январем-октябрем 2016 г. (наиболее существенный рост отмечен в Армении и Кыргызстане), сельскохозяйственного производства - 2,7% (особенно в России и Беларуси), грузооборота - 6,8% (особенно в Армении), пассажирооборота - 7,1% (особенно в Кыргызстане и России), оборота розничной торговли - 1,2% (лидируют Армения и Казахстан). Размеры взаимной торговли ЕАЭС в стоимостном выражении увеличились на 26,9%, а общие размеры их внешней торговли – на 24,7%. При этом рост размеров взаимной торговли машинами, оборудованием и транспортными средствами составил 34,3%, существенно опередив рост взаимной торговли членами объединения минеральными продуктами, включая энергоносители (+25,2%), за указанный период.
- Стало быть, рынок ЕАЭС состоялся?
- Показатели определенно свидетельствуют о растущей значимости рынка ЕАЭС для всех его участников, а также об углублении и совершенствовании экономических связей между странами ЕАЭС. Есть все основания ожидать, что вступление в силу с 1 января 2018 года нового Таможенного кодекса ЕАЭС (он заменил действовавший с 2010 года кодекс Таможенного союза) придаст новый импульс положительным экономическим тенденциям благодаря введению "электронной таможни" и упрощенного порядка перемещения товаров и грузов по территории союза. Особенно большие усилия были предприняты по совершенствованию общего рынка труда и упорядочению трудовой миграции из стран ЕАЭС в Россию. Об эффективности принимаемых мер свидетельствуют зафиксированный ЦБ РФ рост объемов денежных переводов мигрантов из России в Кыргызстан на 20% за 1-3 квартал 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в Казахстан и Беларусь - на 17%, в Армению - на 13%. Важной мерой по поддержке социально уязвимых слоев населения призвано стать намеченное на 2018 год подписание договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС.
- А как насчет внешнеэкономических связей?
- Очевидно, что благодаря членству в ЕАЭС наши страны получают дополнительные возможности для расширения своих внешнеэкономических связей. В 2017 году были завершены переговоры по Соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китаем, успешно развиваются отношения с Аргентиной, Колумбией, Чили, Корейской Республикой и Монголией. На 2018-й ведутся переговоры или намечается подписание соглашений о свободной торговле с Сербией, Ираном, Индией, Израилем, Египтом, Сингапуром и другими странами. Наряду с этим ЕАЭС уделяет большое внимание налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с такими интеграционными объединениями, как АСЕАН, МЕРКОСУР, Андским сообществом и Африканским союзом. В результате члены ЕАЭС получают доступ к емким рынкам третьих стран и их объединений. Заметно активизировалось и инвестиционное взаимодействие членов ЕАЭС, при этом рост взаимных инвестиций происходит не только за счет России, но и за счет Казахстана и Беларуси.
- Но ведь не все же безоблачно, есть и проблемы…
- Конечно, несмотря на весомые достижения ЕАЭС, прошедшие три года не были для него совершенно безоблачными. Временами хозяйственные споры внутри союза приобретали весьма острые формы, имели место конфликты между Россией и Беларусью, между Казахстаном и Кыргызстаном. На их фоне было много разного рода публикаций и заявлений о нежизнеспособности ЕАЭС. Уместно напомнить, что такого рода заявления делались во множестве еще на этапе создания этой организации. При этом для современного мира противоречия и конфликты внутри межгосударственных объединений не являются чем-то редким и уникальным. К примеру, с приходом новой администрации резко ухудшились отношения США с Мексикой, а недавно США заявили о готовности выйти из соглашения о североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA) с Канадой и Мексикой. О больших проблемах внутри Евросоюза наглядно свидетельствует британский брекзит, постоянные конфликты и противоречия между "брюссельской бюрократией" и руководством отдельных государств. На таком фоне вряд ли стоит излишне драматизировать ситуацию внутри ЕАЭС. Более того, уже очевидно, что, вопреки мнению скептиков и недоброжелателей, ЕАЭС оказался вполне жизнеспособной организацией прежде всего потому, что проект евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам всех его участников.
- В последнее время от разного рода экспертов приходится слышать провокационные утверждения, дескать, армяно-российские отношения переживают серьезный спад, и тенденция будет углубляться. Не совсем понятно, на чем конкретно основываются подобные утверждения и в чем, собственно, цель. Как вы оцениваете уровень армяно-российского взаимодействия на данном этапе и к чему мы будем двигаться в наступившем году?
- Само существование наших государств как отдельных субъектов мировой политики предполагает наличие разных интересов, которые могут совпадать, отличаться и даже противоречить друг другу. Это объективная реальность международных отношений, отменить которую возможно лишь путем объединения человечества в рамках общепланетарного государства, за которое ратуют приверженцы идеи глобализма. Многочисленные громкие публикации, нередко откровенно лживые и скандальные заявления экстравагантных политиков и общественных деятелей часто продиктованы стремлением к саморекламе, а еще чаще являются проявлениями ожесточенной пропагандистской войны в современном информационном поле. Целью этой войны является разрушающее воздействие на потенциального противника и на его союзников. Учитывая роль Армении на Кавказе и на всем постсоветском пространстве, для влиятельных внешних игроков и ее региональных противников она превращается в объект постоянного воздействия, которое призвано радикальным образом изменить характер внешней политики Армении, принудить к капитуляции в принципиальных для нее вопросах. Очевидно, что острые социально-экономические проблемы повышают степень уязвимости Армении от всевозможных пропагандистских атак и спекуляций, в том числе на тему характера ее отношений с Россией, членства в ЕАЭС и ОДКБ. При этом экономические показатели свидетельствуют о положительном влиянии от членства Армении в ЕАЭС: в 2016 г. общий рост экспорта составил 20%, а рост экспорта в Россию достиг 50%. В 2017 г. за 9 месяцев рост экспорта из Армении составил 22%, а экспорта в Россию - 31%. При этом наряду с традиционной продукцией сельского хозяйства и пищевой промышленности все более востребованной на российском рынке вновь становится и продукция машиностроения из Армении. Если положительные тенденции в экономике Армении сохранятся и повлекут за собой и ощутимое улучшение положения ее граждан, это стало бы лучшим средством нейтрализации разного рода пропагандистских спекуляций на тему российско-армянских отношений.
- Как вы оцениваете ситуацию в регионе, учитывая обстановку, близкую к революционной, в Иране? Чем социальное напряжение и волна протестов в Иране чреваты для региона? Многие считают, что, если, не дай бог, полыхнет в Иране, это может спровоцировать очередную военную агрессию Азербайджана против Арцаха и полномасштабную войну. Какова ваша точка зрения?
- Думаю, что подобные опасения сильно преувеличены. Недавние волнения в Иране были непродолжительными, власти страны продемонстрировали свою способность контролировать внутриполитическую ситуацию. После провала попытки свержения президента Асада в Сирии вероятность силового решения "иранской проблемы" путем военного вмешательства США и их союзников резко уменьшилась. В сложившейся ситуации вряд ли стоит ожидать, что полыхнет именно в Иране. Однако после поражений в Сирии и Ираке воевавший там террористический интернационал может перенести свою активность в другие страны и регионы. Так что полыхнуть может в том числе и в соседних с Арменией странах. В сложившейся ситуации сценарий террористической войны на Южном Кавказе выглядит куда более вероятным, чем полномасштабная война между Азербайджаном и Арменией. Главными препятствиями для начала такой войны продолжают оставаться нынешний, примерно равный военный баланс, а также членство Армении в ОДКБ, которое гарантирует ее безопасность от внешней агрессии. В этой ситуации наиболее вероятно, что в зоне карабахского конфликта (на которую гарантии ОДКБ не распространяются) Азербайджан продолжит вялотекущую войну на изматывание противника, она может сопровождаться периодическими вспышками активных боевых действий на отдельных участках. Однако начало новой полномасштабной войны в Карабахе по инициативе Баку чревато настолько непредсказуемыми для азербайджанской стороны последствиями, что вероятность такого сценария крайне невелика.
Зара Геворкян, "Голос Армении"