Как и ожидалось, разгром наиболее крупной террористической группировки региона «Исламское государство» (запрещена в России) не принес на землю Сирии долгожданного мира. На днях Генсек ООН А.Гутерриш заявил, что сирийский народ переживает один из самых кровопролитных периодов за время семилетнего вооруженного конфликта и призвал мировое сообщество добиваться немедленного прекращения огня.
Одной из главных причин массовой гибели сирийцев и разрушения инфраструктуры страны становится продолжающееся масштабное вмешательство в этот конфликт иностранных государств, лидеры которых рассматривают Сирию как полигон для демонстрации военной силы и плацдарм для размещения своих военных контингентов. Причем все внешние участники сирийского конфликта пытаются оправдать свое военное присутствие в этой стране борьбой с терроризмом, который ими понимается зачастую по-своему.
Так, Анкара оккупировала плацдарм на севере Сирии и расширяет его в провинции Африн под предлогом превентивного удара по курдским ополченцам «Партии демократического союза» (ПДС), которые якобы представляют потенциальную угрозу турецким властям. И неважно, что под ударами ВС Турции гибнут сирийские граждане – арабы, армяне, ассирийцы, этнические курды (ополченцы, мирные жители), которые никогда не нападали на соседнюю Турцию. Главное, что Р.Эрдоган надевает на себя тогу «борца с терроризмом», вот только объектами своих атак выбирает не «Джабга ан-Нусра» и ей подобные группировки радикальных исламистов, а, вынесших основную тяжесть борьбы с террористами, – курдских ополченцев. Казалось бы, все эти агрессивные действия Анкары в Сирии ясны, понятны и прозрачны и мировое сообщество должно бы остановить зарвавшегося «султана». Ан, нет, Москва выводит из провинции Африн свои подразделения военной полиции и, по сути, дает «зеленый свет» бесчинствам опричников Эрдогана в Африне.
Почувствовав свою безнаказанность и вседозволенность, Анкара уже нисколько не считается с суверенитетом Сирии, открыто напоминает мировому сообществу о временах Османской империи, когда эти территории контролировал турецкий султан. При этом Эрдоган навешивает на Асада ярлык террориста и возлагает на него ответственность за гибель 1 млн сирийцев. Одновременно турецкие механизированные колонны и спецназ вошли и в сирийскую провинцию Идлиб.
Дамаск в ответ расценил вторжение турецких войск в сирийские провинции Африн и Идлиб как акты государственного терроризма и продолжил наступление своей сухопутной группировки правительственных войск при поддержке ВВС в южных районах зоны деэскалации Идлиб. Якобы, целью этого наступления является разгром террористических группировок, окопавшихся в провинции. Безусловно, ранее выведенные из Алеппо и других районов Сирии подобные группировки присутствуют в провинции Идлиб, но они рассредоточены среди отрядов умеренной оппозиции и прикрываются мирным населением. Чтобы разбомбить небольшую группу террористов, ВВС Сирии вынуждены уничтожать жилые кварталы городов и сельские населенные пункты. Нарушение Дамаском режима прекращения огня в провинции Идлиб спровоцировало новый виток насилия в регионе. По данным ООН, только здесь за последнюю неделю погибло свыше 1 тысячи мирных граждан.
Не менее тревожной остается ситуация и в провинции Дейр эз-Зор, где 7-8 февраля группировка российской частной военной компании «Вагнер» при поддержке артиллерии и бронетанковой техники Минобороны РФ пыталась вступить в боестолкновение с отрядами курдских ополченцев из так называемого «Демократического союза», поддерживаемого США. Целью этой операции была, скорее всего, попытка расширить плацдарм на восточном берегу реки Евфрат и взять под контроль часть нефтяных скважин. Артиллерия и вертолеты армейской авиации США нанесли мощные удары по не успевшим развернуться в боевые порядки колоннам войск и практически полностью уничтожили наступающих.По оценкам, число убитых и тяжело раненых среди нападавших составило около 200 человек. Следует отметить, что это первый инцидент прямого вооруженного боестолкновения в Сирии между российскими и курдско-американскими группировками. Якобы, Вашингтон предупреждал Москву о необходимости сохранять сложившийся статус-кво в данном районе, однако трагическая провокация «Вагнера» все же состоялась.
Одновременно, произошел вооруженный конфликт между Израилем и правительственными войсками Сирии. Якобы, запущенный иранскими военными в сторону Израиля беспилотник был сбит израильтянами.В ответ ВВС Израиля осуществили массированный авианалет по целям вблизи Дамаска, потеряв при этом один самолет, летчикам удалось катапультироваться. Тель-Авив не скрывает своей все большей озабоченности сохраняющимся военным присутствием Ирана в Сирии.
Таким образом, борьба за свое влияние в Сирии между основными региональными и внешними игроками принимает все более ожесточенный характер. Турция, Иран, РФ, США, Израиль стремятся всячески упрочить свои позиции в этой стране. Борьба с терроризмом служит лишь ширмой и предлогом для оправдания присутствия иностранных войск в Сирии. Тем более, что почти все участники сирийского конфликта объявляют друг друга террористами (Эрдоган считает Асада террористом № 1, Дамаск расценил вторжение Турции в Сирию как акт государственного терроризма, Лига арабских государств внесла в список террористических организаций воюющую на стороне Асада «Хизбаллу», Израиль считает Иран и его шиитских сателлитов в Сирии террористами и т.д.). Ряд радикальных исламистских группировок террористического характера по-прежнему пользуются поддержкой Турции. Получается, что в Сирии террористы воюют с террористами.
По оценкам ООН, за время гражданской войны население страны уменьшилось более чем наполовину (с 22 млн до 10 млн), число беженцев и перемещенных лиц составляет свыше 10 млн человек, 13,1 млн сирийцев нуждаются в срочной гуманитарной помощи. Число жертв конфликта оценивается в 500 тыс. человек, около 2 млн сирийцев стали инвалидами.
Безусловно, сирийские курды полностью разделяют все трудности и невзгоды гражданской войны, хотя в ней формально не участвовали и сохраняли строгий нейтралитет. Брошенные Дамаском на произвол судьбы в 2012 году, они смогли выстоять в ожесточенной борьбе с радикальными исламистскими группировками «джихадистов», защитили свои районы от попыток вторжения сил вооруженной оппозиции, сегодня мужественно противостоят турецким захватчикам и нападениям иностранных частных военных компаний. Только в Африне погибло и ранено свыше 200 мирных граждан, есть потери и среди ополченцев. Настало время Совету Безопасности ООН добиться вывода из страны всех иностранных войск и негосударственных группировок типа ливанской «Хизбаллы», шиитских отрядов наемников из Афганистана, Пакистана, Йемена, Ирака и частных военных компаний типа «Вагнера». Сирийцы вправе сами решать свою судьбу без иностранного вмешательства, исключением могли бы стать миротворческие или гуманитарные операции в формате ООН.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН