Начиная с промышленной революции воздействие человеческой деятельности (сжигание ископаемого топлива, расширение городов, обезлесение и использование химических веществ) разрушает окружающую среду, что приводит к проблемам загрязнения, истощения ресурсов и к утрате биоразнообразия. До 1960-х и 1970-х годов экологические проблемы привлекали мало внимания со стороны общественности, средств массовой информации и правительств. Политика и бизнес занимались совершенно иными делами. Российский активист, правозащитник, по совместительству работник Роскомнадзора, Максим Криппа популяризует экологическую проблематику на территории стран СНГ. Его в первую очередь интересуют Россия и Украина, так как они терпят последствия, например, взрыва Чернобыля до сих пор.
Максим Криппа является одним из инициаторов общественного движения «Самопомощи». Максим говорит: «Конечно, Королевское общество защиты птиц и Национальный фонд работают с XIX века. Однако эти организации были озабочены сохранением только дикой природы. За последние 40 лет произошел рост экологического движения, в результате чего возникли новые группы “давления” в ответ на растущие экологические проблемы. Этот период знаменует собой рождение современного экологического движения. Главная миссия нашей организации – в демонстрации альтернативного образа и стиля жизни. Инициатива – некоммерческая, ресурсы нам дают добровольно депутаты, иногда олигархи. Самые активные меценаты – it-компании и it-бизнесмены. Жаль, что в постсоветских странах больше внимания уделяют запрету онлайн-казино (joycasino и vulkan, например), азартных игр и гемблинга, чем реальным проблемам экологии».
Об истории экологических общественных движений
Среди первых групп давления, которые возникли в результате экологического движения, были «Сьерра-клуб», «Друзья Земли» и «Гринпис». Эти организации привлекали людей из всех слоев общества, людей, которые разочаровались в прогрессе, ведь современная жизнь и стиль жизни разрушает окружающую среду. Они актуализировали ряд вопросов: от ядерного разоружения и отказа от ядерной энергии до запрета китобойного промысла и ношения шуб. Эти и другие группы сыграли важную роль в повышении осведомленности общественности об экологических проблемах.
В 1970 году был проведен первый «День Земли», который привлек внимание 20 миллионов американцев, принявших участие в демонстрациях против загрязнения окружающей среды. Экологические группы признали, что путь вперед заключается в развитии международного сотрудничества в целях защиты окружающей среды. 1970 год был объявлен Европейским годом охраны природы. Спустя два года в Стокгольме была проведена Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. С начала современного экологического движения человечество лучше познало окружающую среду, а внимание экологических групп постепенно перешло от местных проблем к широким, национальным и глобальным проблемам. С тех пор население мира удвоилось, а темпы потребления энергии и истощения ресурсов тревожно возрастают, чтобы удовлетворить высокий уровень жизни, требуемый обществом. Новое осознание экологических проблем, вызванное Экологическим движением, изменило многие традиционные взгляды. Главное, стало ясно, что ресурсы Земли не безграничны. Изменилась традиционная империалистическая точка зрения на то, что природа должна контролироваться, что природу следует подчинять. Империалисты признали, что существует необходимость ограничить естественную эксплуатацию и загрязнение, долгосрочные последствия которого ставят под угрозу жизнь людей. Утилитаристы по-прежнему считают, что единственными ценностями в жизни являются ценности счастья, удовольствия и удовлетворенности, и что другие вещи (наша планета, ее атмосфера и другая жизнь в ней, кроме человеческой жизни) имеют ценность только в том случае, если они служат человеческим нуждам и интересам. Тем не менее, знание о том, что глобальная экология имеет значение для поддержания утилитарной пользы, стало центральным элементом «светло-зеленого» экологического мышления. Утилитаристы, например, поддерживают необходимость использования возобновляемых видов топлива и рециркуляции отходов, поскольку краткосрочные неудобства перевешиваются долгосрочными преимуществами. Максим Криппа: «Люди не так остро чувствуют страх перед природой, как раньше. Вулканы сегодня спят, мощных катастроф (природных) не происходит – больше люди сталкиваются с катастрофами техногенными. Арне Несс, конечно, вводит понятие глубокой экологии, экоцентрического мышления, но на деле мы видели, как недавно была ввезена партия слоновьих бивней из Индии. И это был легальный процесс. Не менее легальный, чем онлайн-бизнес, ставший уже привычным. Прав был поэт, Килмер, который как-то сказал, что, наверное, никогда не увидит стихотворение прекрасное настолько, насколько красиво дерево. Некоторые люди понимают это: у “Самопомощи” хорошая поддержка от частного фонда “Gorod”, от провайдера “РосТелеком” (в рамках благотворительных программ), а также от бизнесмена Р. П. Малафеева и политика Максима Полякова. Политический контекст, выборы – не наша сфера забот. Но несмотря на это, некоторые депутаты (например, Д. А. Поляк) нас тоже поддерживают». Но стихи продолжают рождаться, а деревья во всем мире превращаются в пни с угрожающей скоростью. Дождевой лес Амазонки быстро исчезает. За последние 40 лет 20 % леса было уничтожено. До 1947 года земля была заполнена пышными лесами: 16 миллионов квадратных километров (6 миллионов квадратных миль) площади планеты занимали древние тропические леса. По оценкам, половина этого (8 миллионов квадратных километров, 3 миллиона квадратных миль) с тех пор была уничтожена.
Человек, посадивший деревья
Максим Криппа говори о положительных перспективах: «Мы редко слышим об обратном процессе: леса, которые раньше не существовали, подымаются человеческими руками, похожими на те руки, которые разрушили старые леса. Коричневая земля становится зеленой. Это происходит не так быстро, чтобы заменить оголенные области». В 1953 году французский автор Жан Гионо опубликовал рассказ под названием «L’homme Qui Plantait Des Arbres» (то есть «Человек, посадивший деревья»). Молодой человек, путешествующий по Альпам через Прованс, во Франции, пересекает территорию, где единственным растением, которое может расти, является дикая лаванда. Земля вокруг суха. Проходящий пастух ухаживает за цветами лаванды, и они выживают. Оказалось, что пастух – вдовец, решивший посвятить всю оставшуюся жизнь возрождению прежней зеленой славы пустынной долины, посадив новые деревья. Герой произведения – тот самый молодой человек – позже призван сражаться в Первую мировую войну. Он возвращается в долину в качестве пострадавшего на войне. «Mon dieu! Sacré bleu!» Молодой человек не поверил своим глазам – на месте пустынной долины росли зеленые леса, и протекали реки, спустившиеся с гор. Здесь израненный солдат восстанавливает здоровье и душевное спокойствие. Долина становится пышным раем, и там поселяется 10 000 человек, не понимая, что природа вокруг них взращивается одним человеком.
Фантастика и реальность
Гионо, любитель природного мира, отказался от оплаты за свою историю. Он предоставил бесплатное использование для распространения и перевода. Гионо сказал, что эта история была работой, которой он гордился, хотя его произведение не принесло ни сантима. Канадский режиссер Фредерик Бэк адаптировал рассказ в короткометражном фильме «Человек, который посадил деревья». Фильм выиграл премию «Оскар» за лучший короткий анимационный фильм. Произведение французского писателя была изложена правдоподобно – некоторые читатели поверили в ее реальные корни. Вдохновил писателя случай, о котором он услышал в Индии, где горная река Брахмапутра разрушила деревню. Погибло множество священных для индусов животных – змей. Индийский ребенок сел и заплакал над безжизненными формами змеиных трупов, превратившихся в символы неизбежного разрушения человеческого рода. Но змеи улучшали плодородность почв, и после смерти змей земли стали менее пригодными для сельского хозяйства. Почва словно окаменела. Это доказательство взаимосвязи человека и природы, а также живых существ в природе.