Именно такое ощущение было после восхождения на очередную вершину Памира у мастера спорта международного класса по альпинизму мариупольца Сергея Кайфаджяна, переехавшего недавно жить в Донецк. Ранее мы публиковали материалы о покорении им горных вершин, пустыни. Кому-то такой экстрим кажется непонятным, а для Сергея - много значит: он открывает не только новые прекрасные уголки нашей планеты, но позволяет самоутвердиться, расширяет духовные горизонты, дарит массу позитивных эмоций. И всякий раз подтверждает, что самое ценное в нашей жизни – это любовь. Прежде всего, любовь к Творцу этого бесценного мира, в котором ощущаешь полноту жизни, величие природы и человека - верного, надежного, сильного или сомневающегося, ошибающегося, падающего и поднимающегося к вершинам духа.
Это восхождение на гору, высота которой превышает 5250 м, в конце августа прошлого года он совершил в Таджикистане едва ли не в одиночку. Тем не менее оно завершилось успешно.
- У меня уже есть три покоренные на Памире вершины, они внесены в российский классификатор федерации альпинизма. Это пик Армении (5495 м), пик Украины (5030 м), пик Мкртчана (4980 м). Теперь прибавится еще одна вершина, которая будет носить имя Шарля Азнавура, - рассказал Сергей.
- Чем обусловлен выбор именно этого имени - Шарля?
- Я покорял эту вершину, чтобы отметить его заслуги не только как певца. Шарль Азнавур прежде всего известный наш соотечественник, который одним из первых откликнулся на спитакское землетрясение и оказал огромную помощь пострадавшим. Он не забывает, что он – армянин. Кстати, его род из того же города, Ахалцихе, в котором родился и я. И хотя Шарль родился во Франции, он посетил этот городок, в котором есть и улица и общество его имени. По праву первовосходителя я назвал его именем новую вершину. Ведь Шарль Азнавур - легенда не только армянского народа, но и французского и мирового сообщества.
- Наверное, сложно было покорять не изведанную никем ранее вершину?
- Скажу, что ситуация складывалась непросто. Мне изначально трудно было найти напарника, ведь не каждый согласится пойти на первое новое восхождение, потому что в горах может возникнуть ряд непредсказуемых ситуаций, встреч с неизведанным.
Первый партнер перед восхождением резко поменял свое решение и ушел по маршруту с другой группой. Второй, который вызвался идти со мной на вершину, в самый последний момент, когда мы уже находились в горах, тоже сказал, что возвращается, потому что нужна группа подстраховки, как того требовали бывшие советские правила альпинизма.
Если исходить из канонов, уставов советской школы, он был прав. Но сейчас восхождение стало коммерческим туризмом, и поэтому таких групп поддержки внизу нет, всю ответственность берет на себя альпинист.
Я решил твердо продолжать восхождение. Пока пять носильщиков несли груз, я присмотрел одного из них, Абубакыра Зейнитдинова, который довольно хорошо держался в горах. И когда четыре носильщика отказались идти дальше (у одного обувь не позволяла, другие не стали рисковать), я попросил Зейнитдинова помочь донести мой груз до последнего лагеря. Он не только согласился, но и вызвался идти до вершины со мной. Я впервые взял ответственность за человека, за его жизнь в горах. Мы вдвоем несли груз, рассчитанный на пятерых. По пути беседовали. Я говорил, что хожу в горы с Божьей помощью и всегда удачно.
Когда мы были на высоте 4400 метров, поднялся сильный ураган. Но я был спокоен, напарник тоже не проявлял беспокойства. Надо сказать, что он тоже верующий, мусульманин. И хотя религия у нас разная, мы оба верим в Единого Бога, который не оставил нас без своей милости. Кстати, ни одно мое покорение вершин не проходило без подтверждения того, что Бог присутствует со мной во время восхождения.
Через день мы оборудовали еще один лагерь на высоте 4900 метров. Буря и снегопад продолжались еще два дня. А когда мы поднялись на самую вершину, то установилась тишина без единого дуновения ветра. Мы ощутили спокойствие, благодать, все величие мира и в то же время всю слабость человека! На вершине под куполом огромного неба у меня возникло такое ощущение, будто я коснулся ног Всевышнего.
Первым делом мы установили флаг во имя Отца, Сына и Святого Духа с крестом, потом – флаг республики, в которой совершено восхождение (в данном случае – Таджикистана), флаг страны, которую я представляю (Украина), и флаг спонсора. Моим бессменным спонсором на протяжении десяти лет является корпорация «Индустриальный Союз Донбасса». И я искренне признателен Сергею Алексеевичу Таруте и Олегу Артушевичу Мкртчану за многолетнюю поддержку моих программ. Благодаря им я совершил интереснейшие восхождения, путешествия. Эти люди достойны глубокого уважения.
- Случалось ли во время пребывания в горах встречаться с дикими животными, теми же волками, например, или не-обычными явлениями?
- Я всегда хотел увидеть в природе диких животных. Но пока мне попадались лишь их следы. Животные там очень осторожно себя ведут и всегда уходят от контакта с людьми, если только не загнаны в угол. В этот раз я видел следы барса, лисы, встречались кости, рога – остатки пиршества, может, волка. Кстати, летом волк никогда не нападает на человека.
Что было необычного в горах? Непередаваемое ощущение величия мироздания! Мне приходилось спать на вершинах на открытом воздухе. И открылось такое чудное, живое, постоянно меняющееся небо! Как удивительно движется Млечный Путь или падают с разной скоростью звезды, которые в горах выглядят намного ярче! Поверьте, глаз невозможно сомкнуть! Очень необычное явление наблюдал в Альпах, когда я поднялся с итальянским альпинистом на вершину Мармалада. В этот день Церковь отмечала праздник Воздвижения Честного Креста. И вот над противоположной горой в огромном облаке мы четко увидели большой светящийся крест. А за облаком было чистое небо. Потрясающая картина!
- Не страшно одному ходить в горы, где люди живут отчужденно и их поведение непредсказуемо?
- Знаете, люди, которые живут в горах, действительно несколько изолированы. У них очень жесткие и суровые условия жизни. Их рацион ограничен мясом, хлебом, лепешками, кисломолочными продуктами, чаем. Овощи, фрукты, конфеты – большая редкость. Но все горцы крепкие, худощавые, здоровые. Например, мой спутник Абубакыр при своих 56 кг веса нес почти 40 кг снаряжения. Памирцы напоминают европеидную расу, но их язык ближе к персидскому, таджики их не понимают. Старшее поколение жителей Памира довольно хорошо знает русский язык, так что проблем в общении нет. Они добросердечны и просты, искренне рады каждому спутнику, считая, что это – посланец Бога. И не оставят без помощи в горах человека.
Я убедился в этом, когда восходил на пик Украины и пик Армении. Так получилось, что мой напарник сэкономил на носильщиках, бросил меня в горах с тремя рюкзаками и ушел вниз. Один житель деревни, Юсуп из поселка Белькандоу, видевший, как мы уходили в горы, очень удивился тому, что напарник один возвратился, и спросил обо мне. «Как ты мог его одного оставить, ведь в горы только через полтора месяца пойдут первые золотомойщики!» - отчитал он напарника. И в помощь мне послал двух своих племянников. Я уверен, что этот житель действовал по Божьему промыслу. Да, слабый человек может предать тебя. Но Бог никогда не предает, не оставляет своих верующих в горах без поддержки – это самое главное, что я вынес из всех восхождений. В горах идет более духовное восприятие мира, природы и понимание того, что именно благодаря Творцу, его прощению мы живем.
Валентина МИРОШНИЧЕНКО, "Приазовский рабочий"