Одними из важнейших событий, произошедших в Азербайджане в прошлом году, являются кадровые: назначение вице-президентом страны Мехрибан Алиевой и постепенное омолаживание правительства страны. Об этом говорил в своем докладе, посвященном Азербайджану, в 2017 году известный российский политолог Сергей Маркедонов, выступая 11 июня в Ереване на международной конференции "Кавказ-2017".
Важнейшими событиями в Азербайджане прошлого года являются кадровые: назначение вице-президентом страны Мехрибан Алиевой и постепенное омолаживание правительства страны. Об этом говорил в своем докладе, посвященному Азербайджану в 2017 году, известный российский политолог Сергей МАРКЕДОНОВ, выступая 11 июня в Ереване на международной конференции "Кавказ-2017".
Сергей Маркедонов, выразив сожаление невозможностью в текущих обстоятельствах привлекать экспертов из Азербайджана, представил свое видение знаковых событий и тенденций в этой стране.
ОТНОСИТЕЛЬНО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА РОССИЙСКИЙ ПОЛИТОЛОГ констатировал продолжение политики "качелей" – политики непримыкания ни к одному из мировых центров силы. В экономике соседней страны был зафиксирован осторожный оптимизм. Причем если о 2016 годе Ильхам Алиев говорил больше в контексте нестабильности и рисков, то, выступая в начале этого года перед кабинетом министров и о 2017 годе, президент Азербайджана заявил, что его страна является островком стабильности в мире. А главная тенденция, касающаяся Карабаха, заключалась в ожидании повторения апрельской войны 2016 года.
Теперь о важнейших событиях. Одним из главных стало решение от 23 февраля 2017 года, когда И. Алиев произвел свою жену Мехрибан в первые вице-президенты. Теперь, согласно Конституции этой страны, именно она будет заменять президента в случае невозможности исполнения им своих функций.
"Любопытно, что критика этого явления в мире была в основном саркастической, однако с точки зрения политической культуры это очень интересное назначение, - сказал С. Маркедонов. - Особенно если учесть что и до этого Мехрибан Алиева была активным политиком". Российский эксперт отметил, что нынешний вице-президент Азербайджана, в частности, с 2004 года возглавляет Фонд им. Гейдара Алиева. А этот фонд, аккумулирующий серьезные ресурсы, является основным инструментом "мягкой силы" Азербайджана. Кроме того, Фонд им. Г. Алиева является и кузницей новых кадров для властей Азербайджана.
Еще одна деталь политической биографии М. Алиевой заключается в назначении ее в 2013 году заместителем председателя правящей партии "Ени Азебайджан". То есть к февралю прошлого года она была уже известным политиком.
КРОМЕ ТОГО, В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА ИМЕЛ МЕСТО РЯД ПЕРЕСТАНОВОК. Ушли несколько политических мастодонтов, в том числе Зия Мамедов, который руководил Министерством транспорта страны в течение 15 лет, а до того в течение 6 лет - железными дорогами Азербайджана. Интересно, что Рамин Гулузаде, пришедший руководителем в новообразованное Министерство транспорта, связи и высоких технологий, оказался именно из Фонда Г. Алиева. Помимо этого, налицо и несколько других аналогичных примеров. "Все это говорит о том, что И. Алиев, с одной стороны, пытается избежать создания неконтролируемой силы в лице правительства, а с другой – омолаживает его, - считает Сергей Маркедонов. - Еще один важный момент заключается в том, что уходят старые кадры Гейдара Алиева и приходят те, кто обязан своим продвижением Ильхаму Алиеву".
Карабах. В течение 2017 года был зафиксирован ряд всплесков напряженности на линии противостояния – в феврале, мае, июне, июле и октябре. В то же время сохранялся и переговорный процесс. Причем Минская группа ОБСЕ продолжала следовать принципу равноудаленности от сторон. Как пример – после встречи с руководством НКР произошла и встреча сопредседателей с представителями "азербайджанской общины Карабаха". Хотя можно отметить и случай обращения сопредседателей только к властям Азербайджана, когда они фактически обвинили эту страну в нагнетании напряженности .
В 2017 году продолжилось балансирование Азербайджана в своей внешней политике. Симптоматичным было участие И. Алиева в ноябре прошлого года в саммите Восточного партнерства, на котором он заявил, что ЕС, на который проходится 50% внешнего товарооборота, является главным партнером страны. В целом политолог констатировал продолжение политики прагматизации отношений Азербайджана с ЕС, начатой им в 2016 году. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях этой страны с США.
А В РЕЗУЛЬТАТЕ НАКОНЕЦ ЗАПУЩЕННОГО "ДОЛГОСТРОЯ" – ЖЕЛЕЗНОЙ дороги через Грузию в Турцию - в Азербайджане усилилось влияние последней. Важным событием является и улучшения отношений с Туркменистаном, которые вылились в подписание договора о стратегическом сотрудничестве между этими странами. Кроме того, преодолен и негативный тренд взаимоотношений с Ираном, который прослеживался во времена президентства Ахмадинежада.
Отношения с Россией Сергей Маркедонов охарактеризовал как двойственные. С одной стороны – они конструктивные, но с другой - жесткую реакцию Баку вызвали закрытие Всероссийского азербайджанского конгресса (ВАК) и нота МИД России по поводу недопущения в Азербайджан граждан РФ с армянскими фамилиями.
В экономике страны были зафиксированы определенные позитивные тенденции. В частности, небольшой рост как ВВП, так и ненефтяного сектора. Но главным драйвом развития экономики Азербайджана стало повышение цен на нефть.
Карен Арзуманян, "Голос Армении"